Никола-Себастиан Шамфор. Афоризмы
(1741-1794 гг.)
писатель-моралист
Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.
Без женщин начало нашей жизни было бы лишено помощи, середина - удовольствий и конец - утешения.
Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга.
Большое несчастье - потерять из-за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям.
Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.
Брак - слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение.
Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.
Великодушие - это не что иное, как сострадание благородного сердца.
Влюбленный человек всегда силится превзойти самого себя в приятности, поэтому влюбленные большею частью так смешны.
В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.
В свете у нас троякого рода друзья: одни нас любят, другие ненавидят, третьи просто не помнят.
Вот превосходное правило, которым следует руководствоваться в искусстве насмешки и шутки: осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае считайте, что шутка не удалась.
В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть.
Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать.
Это правило меня еще ни разу не обмануло.
В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей - о людях?
Выслушать чужую тайну - это все равно что принять вещь в заклад.
Глубокое равнодушие, с которым люди относятся к добродетели, кажется мне более возмутительным, чем порок.
Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума. Порок не был бы подлинным пороком, если бы не питал ненависти к добродетели.
Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Громить пороки и щадить порочных - это все равно, что осуждать карты и защищать картежную игру.
Для души и разума нерешительность и колебания - то же, что допрос с пристрастием для тела.
Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.
Добродетель, как и здоровье, нельзя назвать высшим благом. Она не столько благо, сколько его местонахождение. Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она - полная противоположность пороку.
Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви.
И в браке и в безбрачии есть свои недостатки; из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.
И дурные люди совершают иногда хорошие поступки: они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.
Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: «Что из двух не выберешь, все равно пожалеешь».
Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто; порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны.
Иной раз терпимость доходит до такого предела, что ее скорее назовешь глупостью, нежели добротой или великодушием. У человека должно хватать ума на то, чтобы ненавидеть своих врагов.
Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.
Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец - молчальником!
Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.
Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам.
Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.