Карл Маркс. Афоризмы
(1818-1883 гг.)
мыслитель
...Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.
...Безусловный долг законодателя - не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств.
С величайшей гуманностью должен он исправлять все это, как социальную неурядицу, и было бы величайшей несправедливостью карать за эти проступки как за антисоциальные преступления.
Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.
Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.
Быть рабом или быть гражданином - это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой - не раб. Он - раб в обществе и посредством общества.
Быть чувственным значит быть страдающим.
В действительности... истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе...
В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.
В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает...
В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.
...В суете этого мира дружба - единственное, что имеет важное значение в личной жизни...
Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?
Воображение - это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.
Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия...