Фридрих Энгельс. Афоризмы
(1820-1895 гг.)
мыслитель
Абсолютно безнравственного нет ничего на свете...
...Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом.
Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.
В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.
...В истории... ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
В обществе, в котором мы вынуждены жить теперь... возможность проявления чисто человеческих чувств в отношениях к другим людям и без того достаточно жалка; у нас нет «ни малейшего основания делать ее еще более жалкой, возводя эти чувства в сан религии.
Воля определяется страстью или размышлением.
Воспитание освободит... от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.
Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные.
...Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.
Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
...Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.
Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
...Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью.
...Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом...
Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым... то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя...
Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса.
Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.
Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.
История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества...
Каждая общественная группа имеет... свой собственный кодекс чести...
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
Как можно вообще порицать что-нибудь, не имея намерения убедить других... в несовершенстве порицаемого, а значит, не намереваясь вызвать этим у них неудовлетворенность?
Лишь только в вашей душе начинает чувствоваться потребность знания, лишь только мы ощущаем в себе стремление разрешить те из бесчисленных проблем, каждую минуту предлагаемых нам природой, которые нам ближе всего, - как беспокойство нашего духа напрягает все душевные силы, чтобы пробиться через трудности исследования, в надежде найти по ту сторону этих неясностей полный свет и нерушимое спокойствие. - Тщетная надежда! Новые сомнения охватывают нас, новые задачи разжигает наше стремление к знанию. И так нас зовет одна цель за другой; всегда возобновляется в нас тоска, которая никогда всецело не обманывается и никогда всецело не удовлетворяется, пока мы незаметно не очутимся в конце жизни, но не исследования. Это - судьба, общая всем искателям истины.