Суперженщина на работе
"На работе, - отмечает д-р Лоубел, - женщины узнают, что они должны делать все на 150 процентов, чтобы считаться средними работниками. Исследования показали, что женщины медленнее продвигаются по служебной лестнице и получают меньшую зарплату при одинаково высоком уровне квалификации; хорошая работа дает им меньше, чем мужчинам".
Сравнительное исследование работающих мужчин и женщин показало, что женщины склонны устанавливать для себя более высокие стандарты, чем мужчины. Они испытывают такие стрессы, пытаясь соответствовать этим стандартам, что часто у них развиваются физические признаки перенапряжения и им приходится обращаться за помощью к врачам.
Появились некоторые признаки улучшения атмосферы на рабочих местах, изменения происходят, но медленно. Однако существуют способы, позволяющие ускорить этот процесс.
ПРОСВЕЩАЙТЕ СВОЕГО РАБОТОДАТЕЛЯ
Один из самых больших стрессов, испытываемых женщинами, у которых много ролей, связан с диссонансом между ролью работающей женщины и ролью матери. Женщина в качестве мамы совсем не похожа на женщину в качестве управляющего. Но и здесь, кажется, происходят изменения.
"Можно прочитать и услышать о том, как люди используют опыт, приобретенный в качестве родителей, для улучшения обстановки на рабочем месте, - сообщает д-р Лоубел. - Я с удовольствием наблюдаю, что это случается все чаще. Общение с 2- или 3летними детьми многое дает, оно учит терпению, умению слушать, развивает всевозможные умения и навыки. Один из руководителей в ходе интервью сказал, что, воспитывая своих пятерых детей, он понял, что добьется большего от своих работников, если будет общаться с ними на основе взаимного уважения, а не посредством приказов. Другой руководитель выразил свое отношение к этому таким образом: "Во всех случаях безотказно помогает сосчитать до десяти".
Если вашему начальству следовало бы внимательнее относиться к нуждам работников, проистекающим из родительских обязанностей, попробуйте предоставить дирекции доказательства того, что специальные программы, например создание учреждений по дневному уходу за детьми, гибкий график работы, предоставление отпусков по беременности и родам, отвечают интересам и фирмы, и работников. Есть данные о том, что фирмы, предлагающие хорошую работу и внедрившие программы содействия семьям работающих, привлекают на работу и сохраняют в качестве рабочей силы больше женщин, имеющих детей.
ДАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕДЫШКУ
Если вы уже добились некоторых поставленных целей в профессиональной деятельности и ваше финансовое положение позволяет, подумайте о перерыве в работе.
Арлин Россен Кардозо называет это программой последовательных действий, способом добиться всего задуманного, но не всего сразу. Если говорить проще, вы берете короткий отпуск - на год, два, даже пять лет, чтобы быть с вашими детьми, пока они маленькие, а потом возвращаетесь на рынок рабочей силы. Это одна из возможностей, которой лучше всего воспользоваться, если вы уже чего-то добились. Вы ни о чем не сожалеете, вы собираетесь вернуться к профессиональной деятельности.
Кэрол Марден стала президентом фирмы, занимающейся исследованиями в области маркетинга, в 33 года. Через год она впервые стала матерью. Ее муж также был специалистом по маркетингу и занимал высокий пост. "Каждый уик-энд мы с ребенком и нанятой для него няней отправлялись из Филадельфии в Балтимор к мужу, - объясняет она. - Мы имели очень приличный доход, но жили совершенно сумасшедшей жизнью".
Тогда она не захотела окончательно отказаться от карьеры. "Карьера в то время все еще оставалась главной для меня, - вспоминает Кэрол. - Я имела степень магистра по управлению и поставила себе целью стать президентом или членом экономического совета фирмы. К счастью, я рано добилась поставленной цели. Это явилось одной из причин, по которым я оказалась в состоянии оставить фирму после рождения второго сына. Это не была ситуация, когда должно вот-вот сбыться то, чего ты всегда хотела. Я уже достигла желаемого".
Она говорит, что ролевой моделью для нее была судья Верховного суда США Сандра Дей О'Коннор, которая оставила работу на 5 лет, чтобы воспитывать своих маленьких детей.
"У нее это хорошо получилось, и я подумала, что у меня может получиться не хуже, - говорит Кэрол. - Я еще могу проработать 20 или даже 30 лет. Через пять лет, я думаю, найдутся фирмы, способные заинтересоваться 40-летним специалистом со степенью магистра, бывшим когда-то президентом фирмы".
ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ
Конечно, делать перерыв в успешной карьере достаточно рискованно. В некоторых профессиях пятилетнее отсутствие ведет к утрате квалификации.
Это легко можно поправить, если следить за последними достижениями, читать журналы по специальности; можно окончить курсы повышения квалификации, самостоятельно заниматься и не терять связи с коллегами.
Несомненно, чем-то приходится пожертвовать. Вы перейдете на одну зарплату вместо двух. Но можно сделать крупные приобретения перед уходом с работы - купить дом, машину, мебель. Супруги Марден так и сделали.
Перспективное планирование позволило им продолжать вести достаточно комфортную жизнь в хорошем доме, который они могли позволить себе на одну зарплату, и иметь нехитрые удовольствия.
"Но самое большое наслаждение, - рассказывает Кэрол, - это сидеть за обедом всей семьей. Это стоит большего, чем могут дать деньги. И у меня это теперь есть".
См. также: Домашняя работа , Семья с двумя работающими супругами .