Фемистокл. Цитаты
(ок. 527 - ок. 460 до н.э.), афинский политик и полководец
Лавры Мильтиада мешают мне спать.
После победы греков во главе с Мильтиадом при Марафоне (490 г. до н.э.) Фемистокл «не спал по ночам, отказывался от обычных попоек; когда <...>удивлялись перемене в его образе жизни, он отвечал, что спать ему не дает трофей Мильтиада» (Плутарх, «Фемистокл», 3). >Плут.-94, 1:133.
Будущее афинян на море.
Согласно Фукидиду (I, 93, 4), Фемистокл первым «высказал великую мысль о том, что будущее афинян на море». >Фукидид, с. 42.
п «Будущее Германии лежит на морях» (В-44); «Тот, кто господствует на море, хозяин положения» (П-86).
Я <...>предпочел бы человека без денег деньгам без человека.
В таком виде приводится в трактате Цицерона «Об обязанностях», II, 20, 71. >Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях. - М., 1974, с. 119. Речь шла о выборе мужа для дочери Фемистокла.
Цитируется также в форме: «Лучше мужчина без денег, чем деньги без мужчины».
Мой сын самый сильный человек в Элладе, потому что эллинам дают свои веления афиняне, афинянам - я сам, мне самому - мать моего сына, а матери - сын.
Приведено у Плутарха («Фемистокл», 18). >Плут.-94, 1:142.
п «Всем миром повелеваем мы, а нами <...>наши жены» (К-81 ).
Бей, но выслушай.
Во время войны греков с персами (480 г. до н.э.) «из уважения к Спарте главным начальником флота был Эврибиад, человек слабовольный и боявшийся опасности. Он хотел сняться с якоря и плыть к Истму, где было собрано и сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистокл стал возражать ему <...>. Эврибиад поднял палку, чтоб его ударить, а Фемистокл сказал: „Бей, но выслушай"» (Плутарх, «Фемистокл», 11). >Плут.-94, 1:137-138.
А кем бы ты хотел быть - победителем на Олимпийских играх или глашатаем, возвещающем о победе?
В ответ на вопрос, кем бы он предпочел быть - Ахиллом или Гомером? (Плутарх, «Моралии», 185а). > Stevenson, p. 404.
Лучше научи меня искусству забывать.
Согласно Цицерону, Фемистокл ответил Симониду Кеосскому, который предложил научить его «искусству помнить»: «Я бы предпочел искусство забывать, ибо помню то, чего не хочу помнить, и не могу забыть то, что хотел бы забыть» («О пределах блага и зла», II, 32, 104). >Отд. изд. - М., 2000, с. 120.