Женщины на полотнах русских художников 4
Картина Карла Брюллова «Всадница», написанная в 1832 году, изображает Джованнину и Амацилию Паччини, воспитанниц графини Юлии Самойловой, с которой Брюллова связывала многолетняя дружба. У портрета есть своя сюжетная интрига: молодая красавица осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на сестру. Портрет наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышится эхо топота детских ног в гулких коридорах особняка.
Разгоряченный конь бьет копытом, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале восседает на его широкой спине. Портрет воспевает красоту и молодость. Кстати, в начале XIX века именно итальянский тип женской красоты считался совершенным. Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед богатством и разнообразием жизни. Эта красавица вдохновила поэта Алексея Хомякова на сочинение стихотворения «Иностранка», написанного в том же году, что и картина Брюллова:
Вокруг неё очарованье;
Вся роскошь юга дышит в ней,
От роз ей прелесть и названье;
От звезд полудня блеск очей.
Н. Бердышева, С. СМИрнофф