Любовь великих людей: Михаил Александрович Врубель и Надежда Ивановна Забела
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой.
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет.
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.
Сегодня мы поговорим о выдающихся супружеских союзах, в которых каждый был удивительным человеком и оставил свой след в истории и памяти поколений.
Одним из гениальных художников, творивших на рубеже XIX и ХХ веков был Михаил Александрович Врубель. Блистательному, самобытному художнику было подвластно все: и монументальные росписи, и графика, и скульптура. Врубель много экспериментировал с красками. В его работах причудливо и ярко сочетаются лиловые, синие, багрово-красные тона. Как многие творческие люди Врубель страстно любил музыку. Она вдохновляла художника, определяла многие темы его работ.
В конце 90-х гг. XIX века он работает художником в театре. Они не могли не встретиться - художник оперной постановки и исполнительница главной партии - Михаил Александрович Врубель и Надежда Ивановна Забела. Певице было почти тридцать, художнику - сорок. Услышав впервые певицу, Врубель, сам в душе
В июле 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Надежда Ивановна писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства: во-первых, он необычайно кроткий и добрый, просто трогательный, а, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко».
Следующий оперный сезон Врубель и Забела провели в Харькове. Музыка, которую разучивала певица, новые роли - всё становится чрезвычайно близким Михаилу Александровичу: он вникает в детали исполнения, даёт меткие советы, заново создает сценические костюмы для Надежды Ивановны.
В 1897 году художник и певица были приглашены в Москву в Русскую частную оперу. Первым триумфом в Москве было появление Забелы в партии Волховы в опере «Садко» Римского-Корсакова. Врубель участвовал в создании декораций подводного царства, сочинял эскизы костюмов. Музыка, пение жены бесконечно волнуют художника. Эту оперу Врубель слушал не менее 90 раз, всегда находя в ней новые, фантастические тона и образы.
В 1899 году чета Врубелей поселилась в Москве на углу Пречистенки и Зубовского бульвара. Это было замечательное время. Михаил Александрович сам занимается обустройством и меблировкой квартиры, умело превращая обычные стулья и диваны в стильную, изысканную мебель. Оригинальные красивые драпировки отделяют уголок, который заменил ему мастерскую. В новых стенах рождаются лучшие его полотна: «Пан», «Валькирия», «Наяды», иллюстрации к Пушкину. У художника много работы, он испытывает необыкновенный творческий подъем. Певческая карьера Надежды Ивановны в этот период тоже складывается очень благополучно. В их семейном союзе каждый дополняет и духовно обогащает другого. В гостеприимном доме Врубелей бывает много друзей - артистов, художников, и среди них Римский-Корсаков. Жизнь кажется прекрасной и удивительно наполненной общением, встречами, интересной работой.
В 1901 году у супругов произошло долгожданное событие - рождении сына. К огромному горю родителей Саввочка родился больным. Он был таким, каким писал его отец Христа во младенчестве - с осмысленным взглядом печальных глаз. Прожив всего два года, мальчик умер. Это стало страшным ударом для обоих супругов. И именно тогда у художника начинают появляться первые признаки душевной болезни. Он попадает в психиатрическую больницу. К отчаянным усилиям Надежды Ивановны спасти мужа присоединяется сестра художника, Анна Александровна. Отныне они все время рядом. Надежда Ивановна не задумывается над тратами: меняются специалисты, клиники, лекарства. Самое большое для нее счастье, когда муж берет в руки кисть или карандаш и просит её позировать. Никого, кроме своей Нади, он не хочет писать. Её образ появляется в бесчисленных портретах и набросках. Находясь в лечебнице, Врубель создает один из самых вдохновенных портретов - «На фоне березок». Забеле 36 лет, но она кажется хрупкой, юной и нежной. Тонкое лицо с тенью беспомощной улыбки трогательно и печально.
В 1904 году болезнь художника на время отступает. Тогда же Надежда Ивановна получает приглашение в Петербургский Мариинский театр. Михаил Александрович очень радуется творческому успеху жены. Одно из сильнейших счастливых переживаний Врубеля в последний период жизни дома - первое выступление Надежды Ивановны на сцене Мариинки. Он стремится успеть запечатлеть те чувства, которые пробуждает в нем она сама и её необыкновенный голос.
В 1905 году художник вновь оказывается в больнице. В течение последних 5 лет жизни он чаще бывал в психиатрических лечебницах, чем дома. Единственное чем он жил, была
Но в 1906 году случается новая беда - Михаил Александрович теряет зрение. Сестра читала ему вслух, а жена пела. Она никому не признается в своем отчаянии, даже Анне Александровне. Главное - быть рядом с мужем, отодвинуть неизбежную разлуку. Последние 4 года для художника - годы больничной тишины, темноты и ощущения руки жены в своей руке. Перед смертью он коснется её губами, прощаясь навсегда.
Вечерний, сизокрылый,
Благословенный свет!
Я словно из могилы
Смотрю тебе вослед.
Благодарю за каждый
Глоток воды живой,
В часы последней жажды
Подаренный тобой.
За каждое движенье
Твоих прохладных рук,
За то, что утешенья
Не нахожу вокруг.
За то, что ты надежды
Уводишь, уходя.
И ткань твоей одежды
Из ветра и дождя.
Надежда Ивановна переживет Врубеля всего на 3 года. Её концертная деятельность последних лет поражает своей целеустремленностью. С особым чувством готовилась она к выступлениям, посвященным бесконечно волнующей ее теме «Врубель и Римский-Корсаков»,- служение делу памяти двух великих художников стало единственной целью и смыслом ее жизни.
День 20 июня 1913 года оказался для нее последним. В этот день Надежда Ивановна вышла на сцену и исполнила романсы Н.А.Римского-Корсакова. А ночью ее не стало. Михаил Александрович Врубель и Надежда Ивановна Забела упокоились на кладбище Новодевичьего монастыря. Художник и его Муза. Но память о любви и преданности этих талантливых людей жива. Она в картинах художника. И, пожалуй, самым необычным и запоминающимся портретом Надежды Ивановны является его «Царевна-Лебедь» В сгущающихся сумерках с багровой полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крылами. Необыкновенно притягателен и печален образ женщины-птицы, которая, кажется, вот сейчас вспорхнет и растворится в синеве вечернего неба. Уже столетие минуло со времени, когда жил художник и его Муза, но и по сей день существует загадка, тайна его удивительных работ. «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, можно лишь трепетать»,- писал Александр Блок.
Написал художник восхищенный
Женщины задумчивой портрет.
Тонкий профиль, солнцем освещенный,
Свет в глазах - весенний синий свет.
Мчались годы, тая, как сугробы...
Сколько тропок осень замела...
Умер мастер,
И она, должно быть,
Женщина с портрета, умерла.
Но хотя давно засохло масло
На неувядаемом холсте,
Солнце золотое не погасло,
Говорит о вечной красоте.
Говорит о юности влюбленной,
Говорит: не верьте - смерти нет!
Написал художник восхищенный
Свет в глазах - весенний синий свет.
Н. Бердышева, С. СМИрнофф