Любовь великих людей: Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих
Любимую женщину обожествляли, любили без памяти, ей поклонялись как богине, служили как Музе, подчас не замечая, что она приносит в дар возлюбленному собственную судьбу, доброе имя, а иногда и саму жизнь, чтобы он имел возможность создавать. Но какими бы непревзойденными не были гении и их бессмертные творения, для них, как и для обычных людей, любовь, преданность и верность были важны и необходимы. А самой большой ценностью для них была семья.
А семья - это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это - творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость и горе всегда пополам.
Летом 1899 года Елена Шапошникова вместе с родными отдыхала в имении князя Путятина, в Бологом Новгородской губернии. Там она встретила молодого человека со светлой бородкой и приняла его почему-то за землемера. А вечером за чайным столом узнала, что это вовсе не землемер, а известный художник. Удивление было взаимным и приятным.
Красота, тонкость, ум Елены произвели на Рериха глубокое впечатление. Одна из современниц нарисовала ее словесный портрет: «У Елены были роскошные светло-каштановые волосы, прелестный ротик, жемчужные зубы и ямочки на щеках. Когда она улыбалась, всё лицо ее освещалось теплом и лаской. Но что было самое примечательное в её лице -это ее глаза, темно-карие, миндалевидные, продолговатые. Это были лучезарные очи с длинными ресницами, и необычайно мягким, теплым, излучающим сияние взглядом».
Встречи, беседы оставляли чувство внутреннего родства, общности взглядов и устремлений. В 1900 году Рерих делает Елене предложение и получает согласие. Родственники девушки были крайне недовольны ее выбором, пытались помешать предстоящему браку. Главным образом их не устраивало скромное финансовое положение художника. Но Николай и Елена твердо решили связать свои судьбы. 28 октября 1901 года в церкви Академии Художеств на Васильевском острове состоялось их венчание.
В августе 1902 года родился их первенец Юрий, будущий ученый-востоковед с мировым именем. В 1903-1904 гг. супруги совершают путешествие по русским городам. Целью экспедиции было изучение стилей и своеобразия русской архитектуры. Елена Ивановна научилась фотографировать. Она снимала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Она овладела также мастерством реставратора. Николай Константинович в этой экспедиции создал большую серию этюдов - около 90 произведений. В их числе «Ростов Великий», «Печерский монастырь», «Смоленские башни», «Старый Псков». Эти работы были показаны на выставке «Памятники художественной старины». Она имела большой успех. Правительство решило приобрести всю серию для Русского музея, но разразилась японская война, и о намерении забыли.
В октябре 1904 года в Санкт-Петербурге у Рерихов родился второй сын, Святослав, который станет знаменитым художником, выдающимся общественным деятелем. Елена и Николай Рерихи имели свой взгляд на воспитание детей. Главное, считали они, помочь ребенку открыть в себе талант, создать условия для его развития. Елена Рерих много читала детям, занималась с ними иностранными языками, музыкой, брала с собой в музеи, возила на концерты и выставки.
В начале 1915 года Николай Константинович заболел, и врачи посоветовали ему сменить климат, уехать с семьей в Финляндию. Первый круг странствий Рерихов охватывает Скандинавию. В Стокгольме в ноябре 1918 года открылась выставка картин Рериха. Успех превзошел все ожидания. Его имя становится известным в Дании, Норвегии, а затем и в Великобритании. В Лондоне Рерихи познакомились с индийским поэтом и философом - Рабиндранатом Тагором, который приглашает семью в Индию.
В 1921 году Рерихи уже в Америке. Неутомимый и деятельный Николай Константинович основал в Нью-Йорке Главный Институт Объединенных Искусств. В США художник не только провел выставки 400 своих работ, но и оформил декорации к постановкам в Чикагском оперном театре.
Индийский путь оставался главным для всей семьи. Елена Ивановна увлекалась индийской философией не меньше, чем Николай Константинович. Их старший сын окончил Школу восточных языков Лондонского университета.
Экспедиции Рерихов начались в марте 1925 года. Это было путешествие по неисследованным уголкам Азии, где участники намеривались изучать религию, языки, обычаи местных обитателей. Глава экспедиции, Николай Константинович,- художник, историк, археолог. Елена Ивановна занимается философией Востока, собирает легенды и предания. Юрий - филолог, специалист по языкам и диалектам Азии. Младший сын не смог принять участие в экспедиции - ему пришлось вернуться в Америку, чтобы продолжать учебу.
Вместе с мужем и сыном Елена Ивановна преодолела 16 тысяч миль через горные хребты и перевалы, не испугалась пятидесятиградусных морозов и разбойных тибетских племен. В мае 1928 года экспедиция благополучно завершилась. После ее окончания семья Рерихов поселилась в долине Кулу на высоте 6500 метров у подножия Гималаев. Рерихи встают с восходом солнца. Работают над картинами Николай Константинович и младший сын Святослав. Елена Ивановна работает над собранием восточных легенд и притч. Но самый главный её труд - учение Живой этики (Агни Йога),- кроме того, она - хозяйка большого дома. Незадолго до 40-летнего юбилея их совместной жизни Николай Константинович записал в своём дневнике: «Сорок лет - немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть встречены многие бури и грозы и недаром сказано, что произведения должны носить два имени - моё и Елены».
Николай Константинович умер в Кулу 13 декабря 1947 года в возрасте 73 лет. Его тело было по индийским обычаям кремировано, и часть праха захоронена на склоне, возле его любимых гор. НА камне надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир». Последние семь с половиной лет жизни Елена Ивановна Рерих жила вместе со старшим сыном в небольшом городке в Восточных Гималаях - Калимпонге. Здесь она продолжала работать, вела обширную переписку.
Умерла Елена Ивановна в 1955 году. На месте её кремации установили буддийскую ступу, как бы в благодарность за то, что великая дочь русского народа передала ему древние учения Индии. В память об этой удивительно талантливой семье остались их творения: великие полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича, философские труды Елены Ивановны.
Н. Бердышева, С. СМИрнофф