Жертвы политических репрессий от гражданской войны до Новочеркасского расстрела 2
Новая волна террора захлестнула страну во второй половине 30-х , начиная с 1935 года. Система массового политического террора должна была создать атмосферу страха в стране и принудить население к фактически бесплатному рабскому труду. Именно страх, по мнению И.В.Сталина, должен был стать важнейшим стимулом труда. Главным инструментом террора являлись пытки, как физические, так и психологические. Террор должен быть всеобъемлющим, охватывать все слои общества и проходить при поддержке самих граждан. То есть поощрялось доносительство, ложные обвинения. По мере нарастания террора палачи сами становились жертвами.
В июле 1937 года И.В.Сталин установил лимит в 260 тысяч человек, которых необходимо было осудить. Чиновники всех рангов писали друг на друга доносы, надеясь, что после выполнения лимита жертв репрессии их не коснуться. Доносы писали простые рабочие и крестьяне. Страну охватила атмосфера всеобщей подозрительности.
Кровавое колесо беспричинных репрессий докатилось и до Вешенского района. В жернова адской машины попали близкие донскому писателю М.А.Шолохову люди, а вскоре и сам он должен был стать жертвой борьбы НКВД с защитниками казачества. Большевики не простили Шолохову его «Тихого Дона», в котором он на весь мир воспел донское казачество, не простили его писем Сталину, осуждающих террор коллективизации и защищающих казаков от высылки, не простили независимой позиции истинного писателя и патриота своего казачьего края.
Поняв, что его пытаются сломить арестами самых близких друзей, Шолохов решил обратиться за помощью к Сталину. В июне 1937 писатель прибыл в Москву, с целью добиться встречи с ним. Но Сталин не принял писателя. Более того, было проведено в Вешенской выездное заседание краевого суда, на котором к различным срокам тюремного заключения были приговорены руководители различных уровней Вешенского района. А о самом писателе было сказано так: «Если бы это не был Шолохов с его именем,- он давно бы у нас был арестован». Встреча Шолохова со Сталиным все-таки состоялась, в ходе которой писателю удалось отстоять проходивших по «Вешенскому делу» и безвинно осужденных земляков.
Во второй половине 1938 года И.В.Сталин решил приостановить маховик репрессий. Всего на Дону в 1937-38 годах было расстреляно 12445 человек. В списке осужденных НКВД и расстрелянных белокалитвинцев -27 фамилий. В ходе большого террора 30-х годов были уничтожены казаки, вернувшиеся на Родину в первой половине 20-хгодов. Казаки, пережившие ужасы коллективизации и голода 1932-1933 годов, были добиты в 1937-1938 годах.
В годы Великой Отечественной войны, когда страна боролась с фашизмом, репрессии против отдельных народов не прекращались: чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, крымские татары были насильственно изгнаны из родных мест и переселены в другие районы. Они лишались гражданских прав и свободы передвижения. Считалось, что среди них было много предателей, сотрудничавших с немцами. Да, предатели были, но были и герои, боровшиеся с фашизмом. По сути, у предательства нет национальности. Были и русские, украинцы, люди других национальностей, которые становились полицаями, служили в карательных отрядах.
Поэтому не может быть «плохих» народов. И такая политика этнических репрессий ничем не лучше нацистской идеологии. Сталин по отношению к тогдашнему противнику был куда более справедлив, заметив, что «гитлеры приходят и уходят, а германский народ и государство остаются».
До сих пор нет точных сведений о репрессированных и погибших в ГУЛАГе. По приблизительным данным, если по всей стране имелось 10 тысяч лаг.пунктов, то число заключенных в Советском Союзе составляло 10 миллионов. А всего в СССР с 1921 по 1962 год было репрессировано около 21 миллиона человек. Эти цифры сопоставимы с числом погибших во время Великой Отечественной войны. В ростовской области пострадали от репрессий 90 тысяч человек.
После смерти Сталина и ХХ съезда КПСС, на котором обсуждалось преодоление культа личности и его последствий, многие политзаключенные вышли на свободу, были реабилитированы и обрели свои права. Советские люди, привыкшие за годы террора бояться ночных арестов, расправы без суда и следствия, наконец, вздохнули спокойно. И так хотелось верить, что подобное никогда не повториться. Но в начале 1960-х, в эпоху правления Н.С.Хрущева, произошло еще одно страшное событие, о котором предпочитали не говорить и не писать.
В 1962 году на Дону произошла Новочеркасская трагедия. В это время в стране была не простая экономическая ситуация. Советский Союз, первым отправивший человека в космос, имеющий большие достижения в науке, не мог стабилизировать экономику. И тогда правительство приняло решение о снижении расценок на оплату труда с одновременным повышением цен. Это было по всей стране. Но в Новочеркасске на электровозостроительном заводе решили пойти еще дальше, снизив рабочим зарплаты на 30-35 %. Рабочие, возмущенные ухудшением условий жизни, стали собираться на стихийные митинги. Потом вышли на забастовку. К рабочим с электровозостроительного завода присоединились рабочие с других заводов Новочеркасска. 2 июня они объединились и двинулись к горкому партии. По приказу из Москвы по безоружным рабочим, идущим с женщинами и детьми, был открыт огонь на поражение.
Приказ на расстрел демонстрации первоначально был отдан заместителю командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, Герою Советского Союза генерал-лейтенанту М.К.Шапошникову. Но отказался выполнять изуверский приказ - стрелять из танков в безоружных людей, своих земляков. За что был освобожден от должности.
Расстрел все же был произведен. В результате него было убито 24 человека, из них один школьник, и ранено 39 демонстрантов.
Одновременно было арестовано 105 организаторов и участников бунта. После суда, который состоялся в августе 1962 года. 7 человек были приговорены к расстрелу. Остальные получили различные сроки лишения свободы. Эти трагические события старательно умалчивались, и лишь в 1991 году начался процесс реабилитации жертв Новочеркасского расстрела.
В 1996 году Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина были признаны пострадавшими от политических репрессий семей репрессированных участников событий в Новочеркасске.
В 1994 году были найдены останки невинно убитых новочеркассцев, отпеты в Вознесенском соборе и захоронены с воинскими почестями. Спустя 30 лет были возвращены честные имена безвинно погибших.
В истории нашей страны, к сожалению, было немало трагических событий, когда гибли неповинные люди. И главная наша задача - помнить о том, что с нами произошло и не допустить, чтобы подобное могло повториться.
Помянем тех, кто возвратиться к нам не сможет,
Кто был оболган и замучен в страшный век,
Когда до ужаса, до бешенства, до дрожи,
Был подавляем настоящий человек.
Помянем их (пусть нам могилы неизвестны),
Помянем, клятву дав: - Такому впредь не быть!
Чтоб вдруг не стало от суровой боли тесно
Живому сердцу, сотворенному любить...
И пусть каждый год звучат молитвы о погибших и слова скорби, зажигаются поминальные свечи, как напоминание нам, живущим в XXI веке о трагических событиях века минувшего.
Н. Бердышева, С. СМирнофф