Знаменитый «Автопортрет у зеркала» Зинаиды Серебряковой
К взглядам восхищенным и словам,
Здесь Мадонна девушкой обычной
С облаков незримых сходит к вам.
У неё на редкость скромно платье,
Золушка - родная ей сестра,
Но её души и сердца хватит,
Чтобы мир согреть в лучах добра...
Есть в русском искусстве имена, при звуке которых в нашем воображении возникают образы светлые, мягкие, наполненные внутренним сиянием. Среди них имя Зинаиды Серебряковой - художницы XX столетия. Судьба отпустила ей долгий век - 83 года. Были в жизни художницы светлые моменты - присвоение звания академика живописи, рождение детей, но и великие драмы начала XX века: Первая мировая война, октябрьская революция 1917 года, долгие годы в эмиграции. В ранние, счастливые годы Серебрякова писала тех, кто её окружал: своих детей, родных и близких. Портреты художницы - всегда рассказ о человеке, живущем спокойной гармоничной жизнью, о его благородстве, душевной теплоте.
Одной из лучших работ Зинаиды Серебряковой является «Автопортрет», принесший художнице славу. «Видел «Автопортрет у зеркала» - очень свежая, милая вещь»,- писал в 1910 году художник Валентин Серов. Чаще всего художник пишет автопортрет, пользуясь зеркалом. Но оригинальность работы Серебряковой заключалась в том, что она написала само зеркало и настолько точно передала взгляд человека, смотрящего на себя, что присутствие зеркала очевидно, хотя оно нигде не нарисовано.
Как бы из зеркала на нас смотрит молодая очаровательная женщина, причесывающая густые каштановые волосы. На лице её лёгкая улыбка, ясный взгляд карих глаз выражает доброту и спокойствие. Судя по освещению - на картине раннее зимнее утро. Ощущение свежести и чистоты подчеркивает белый цвет, преобладающий на картине. Казалось бы, такая простая, незатейливая работа, но в ней столько покоя, уюта, душевной теплоты, что она не оставляет равнодушным зрителя. На портрете художница изображена в самый счастливый период жизни.
Прошло несколько лет, и революция вторглась в её жизнь самым драматическим образом. В марте 1919 умер муж, и Зинаида Евгеньевна осталась вдовой с четырьмя детьми. Сначала она жила в своём поместье, а когда оно было сожжено, перебралась в Харьков. В 1924 году Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного денег и вернуться к детям, на Родину. Но уже вскоре она поняла, что возвращение невозможно. Париж не оправдал надежд: она трудилась не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло не умереть с голода. В 1925 году сын Саша и дочь Катя приехали к матери в Париж. Так она и прожила с ними всю жизнь во Франции, много работая, тоскуя по оставленным двум детям, с которыми удалось встретиться только после Второй мировой войны.
Почему Серебрякова не вернулась в Россию? В письмах 1930-х годов она высказывала такое пожелание. Возможно, она была слишком горда, чтобы суметь приспособиться к новой жизни, и, вероятно, боялась не столько за свою жизнь, сколько за судьбу детей, напуганная сталинским террором. Тридцать лет спустя, заботами её детей, выросших в Советском Союзе, в 1965 году, в Москве была устроена выставка её работ. Сама Зинаида Евгеньевна по старости присутствовать, конечно, не могла, но радовалась, что на Родине её помнят, что в далёкой России любуются её «Автопортретом», ученики пишут сочинения на тему: «О чем могла думать красивая девушка в далеком десятом году в натопленном жарко доме накануне Нового времени». И сколько бы лет ни прошло, искусство Зинаиды Серебряковой останется таким же свежим и непосредственным.
Н. Бердышева, С. СМирнофф