Праздничный стол на Рождество в Сербии и Хорватии
В этот день все специально готовили обрядовые кушанья, состоящие из картофеля, овощей, бобовых, рыбы, орехов и сухих фруктов, различных изделий с маком и медом. Подавали к столу отдельно мед, с которого нередко начинался ужин. Приготовление сладких блюд, особенно с медом, было связано с поверьем, что, если ешь сладкое на рождество, то будешь есть его весь год. Особую роль в этой трапезе выполнял чеснок, обязательно подававшийся к столу, так как его, как и железо, наделяли способностью бороться с злой силой. В этих же целях чеснок в рождественские дни ели и мусульмане; им же они мазали ступни ног, чтобы не укусила змея.
Пищу в сочельник и на рождество старались готовить по возможности разнообразнее, используя при этом почти все, что имелось в хозяйстве: считалось, что разнообразие ее принесет изобилие в наступающем году. Так, например, хорваты Междумурья в этот день варили кашу из всех зерен злаковых, бобов, гороха, делали маковки с медом, куда добавляли сухие яблоки, груши или сливы. В сочельник нередко отведывали около десятка разнообразных блюд. Так, например, в Холозах в этот день готовили 9 постных блюд, среди которых обязательно были грибной и фруктовые супы, вареная фасоль, картофель, репа; в Прекмурье ели фасоль с хреном, картофель, различ-ные фруктовые супы, сушеные фрукты, маковки, пончики с сыром и орехами, репу, запеченную в тесте, и т. д.; в Поморавье (Сербия) - фаршированный перец, овощи, фасоль, печеные тыквы, сливы, пироги и т. п.; в Ливань-ско-Поле - у хорватов - manistra (гороховая похлебка), bakalar (рыбное блюдо), картофель; у сербов - гороховая похлебка, бакалар, пирог с рисом, смоква, орехи.
На стол обязательно ставились в сочельник рождественские калачи. В этот вечер их почти никогда не ели, однако обряд преломления калачей был одним из основных моментов рождественской трапезы. Когда ломают чесницу - обычно это делает хозяин дома, подняв хлеб высоко в руках или держа его над головой ребенка, - то каждый ее кусок предназначается определенному лицу и в том числе богу. В ряде мест, например в Оролике, первые куски чесницы предназначались дому на "счастье", а потом уже главе семьи и всем домочадцам. Было в обычае также отделять часть обрядового калача и для мертвых; в Старой Сербии, например, его относили на кладбище.
Чесницу, как уже указывалось, наделяли также силой плодородия. Производимые с ней различные магические действия должны были способствовать успеху в сельскохозяйственных работах. В Сербии, например, хозяин дома, держа в руках чесницу, спрашивал у присутствующих, видят ли они его, и, обязательно услышав в ответ, что не видят, говорил: "Дай бог, чтобы в следующем году не видели из-за колосьев". В Герцеговине присутствующие говорили, что немного видят, на что хозяин отвечал им так: "Сейчас немного видно, а на будущий год совсем не увидите", т. е. урожай будет так велик, что можно будет испечь еще большую чесницу.