Великие поэтессы России. Лариса Рубальская
Закончив школу, Лариса Рубальская поступила на заочное отделение педагогического института и устроилась на работу секретарём-машинисткой в Литературный институт, позже перешла в редакцию журнала «Смена», где и проработала несколько лет.Как вспоминала сама поэтесса, учительницы из неё не получилось.На первый же открытый урок литературы в 5 классе прибыла комиссия из РОНО и запретила молодой учительнице преподавать. Этот случай повлиял на дальнейшую судьбу будущей поэтессы. Её мама, желая утешить расстроенную дочь, нашла в газете объявление о приёме на курсы японского языка, и сказала: «Ты у нас чудная- что другие не могут, ты сможешь!» И Лариса поступила на курсы. Выучив язык, она работала переводчиком на телевидении, ездила во многие страны мира, общалась с интересными людьми. Стихи Рубальская писала всегда, не считая это занятие чем-то серьёзным, важным. В основном она сочиняла поздравления в стихах к дню рождения мужа. Именно благодаря Давиду Лариса и стала известной. Давид сказал ей, что стихи её талантливы, и долгих 6 лет уговаривал всерьёз заняться творчеством. И однажды решился показать стихи жены композитору Владимиру Мигуле. Были среди них и такие строчки:
Не в сезон, в начале марта
Я приду на пляж забытый
Прошлогодние приметы
Я у моря поищу.
Композитор прочёл их, и через полгода родилась песня. С этого момента Лариса Рубальская перестала быть тем, кем была, а стала поэтессой. Правда, когда на концерте впервые прозвучала песня, диктор ошибся и объявил: «Стихи ЛЕОНИДА РУБАЛЬСКОГО», но тем не менее, фамилия запомнилась, а впоследствии телезрители смогли увидеть эту удивительную женщину. Её стихи просты и лиричны. Нет в них ничего нарочитого, надуманного.Она говорит на языке, понятном многим обычным женщинам. Может быть поэтому её строки так легко ложатся на музыку и рождается песня, которая сразу же завоёвывает любовь слушателей. Многие современные певцы становятся известными благодаря поэтическому дару Рубальской. Так было и с Александром Малининым, который исполнил романс « Напрасные слова »(на музыку Д.Тухманова) Его выступление на конкурсе молодых исполнителей имело большой успех, а романс полюбился многим. С тех пор Александр Малинин часто включает романсы в свой репертуар.
Интересна история создания стихотворения. Там есть такая строчка : «Напрасные слова- виньетка ложной сути...» Что такое «виньетка»? Это слово из детства Ларисы Рубальской. Она родилась в 1945 году. Голодное послевоенное детство. Худые, бедно одетые дети. Однажды во дворе появился фотограф и поснимал ребят. Через два дня он принёс фотографии. Дети глазам своим не поверили: на фоне кипарисов, синего моря с фотографии смотрели счастливые дети, как будто из другой жизни. «Это виньетка!» ,- объяснил фотограф. И с тех пор Рубальская поняла, что весь неприглядный быт можно скрыть «виньеткой».
В первые годы своего творчества Лариса сама искала композиторов и исполнителей, потом- они её. Многие современные исполнители с удовольствием включают в свой репертуар песни на стихи Рубальской. Среди них А.Малинин, И.Аллегрова, А.Буйнов, В.Леонтьев.
Одну из песен- «Доченька» исполнила Алла Пугачёва.
Как и у каждого человека, в жизни поэтессы бывают и грустные моменты, печальное настроение, тоска по ушедшим прекрасным мгновениям жизни. Может быть, в такие минуты складываются строки:
Студил Петербург разгулявшийся ветер,
По звёздному небу катилась луна.
Прекрасная дама летела в карете,
Вся в локонах тёмных, горда и нежна.
Моя незнакомка из прежних столетий,
С картины сойди и на миг оживи.
Хочу я с тобой прокатиться в карете
По грустным мгновеньям минувшей любви.
Я свечи зажгу и у зеркала сяду,
И там, в Зазеркалье, пригрезится мне
Прекрасная дама с заплаканным взглядом
И ветер студёный забьётся в окне. Но всё же , большая часть стихотворений Рубальской полна света и тепла, вселяет надежду на лучшее. В них нет трагедии, отчаяния. Поэтесса- сильная женщина и умеет противостоять жизненным трудностям.
Всё в жизни бывает, и всё может быть,
Из нас только пленник в ней каждый.
И главное- просто кого-то любить.
А всё остальное- не важно.
Вот этими жизнеутверждающими строчками мы и заканчиваем беседу о творчестве наших современниц, таких разных, но объединённых талантом и тонким пониманием женской судьбы. Их строки согревают душу, проникают в сердце, близки и понятны каждому.
С. СМирнофф