Святые, хранящие Русь. Серафим Саровский
Ещё юным послушником Прохор удивлял всех своими монашескими подвигами: простаивал на молитве целыми ночами, пищу принимал только в четверг, субботу и воскресенье, имел и иные послушания. В 1786 г. он принял монашество с именем Серафим. Через некоторое время он стал все больше уединяться, и, наконец, совершенно ушел в затвор, проведя многие годы в одиночестве. Келья, которую выбрал для себя Серафим, находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саров, в шести верстах от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Преподобный Серафим устроил при ней небольшой огород, а потом пасеку. Всё время Серафима проходило в беспрестанных молитвах, чтении священных книг и трудах. Так прожил Серафим около 15 лет, в полном уединении. Но однажды в его келью явились трое грабителей и избили святого до полусмерти, требуя денег. Они перевернули всю келью, но ничего не нашли. Тут на разбойников напал страх, Они поняли, что зря обидели благочестивого отшельника, и в ужасе бросились бежать. С пробитой головой, с переломанными ребрами, весь израненный, Серафим едва смог добраться до обители. Врач, которого перепуганные монахи вызвали к постели больного, считал, что тот неминуемо должен умереть. Но как уже бывало, Богородица явилась к постели больного Серафима, и после этого здоровье стало возвращаться к нему. Милосердие его к людям было настолько глубоким, что когда разбойники, напавшие на него в лесу, были пойманы властями, Серафим упросил не наказывать и отпустить их.
К Саровскому старцу тянулись люди всех возрастов и сословий, каждый раскрывал перед ним свои печали и грехи. Бывали дни, когда к Серафиму приходило до тысячи человек. Он всех принимал и выслушивал, никому не отказывал в помощи и не показывал усталости. Многим людям он помог советом, других исцелил молитвой. Замечено было также, что целебными свойствами обладала вода из любимого источника Серафима, над которым он совершал молитву. Старец обладал таким знанием человеческой натуры, что по нескольким словам, или даже по внешнему виду он мгновенно постигал человека и обращался к нему именно с теми словами, которые проникали в душу. Никого и ни в чем он не упрекал, однако сила его внушения была так велика, что даже самые жестокие и черствые люди выходили от Серафима с горячим желанием совершать добрые дела.
Серафим обладал большим даром предвидение, которое выразилось в предсказаниях. Они касались как ближайшего будущего, так и отдаленных событий (например, Крымской и Первой мировой войн). За год до смерти Серафиму в последний раз явилась Богородица и предрекла, что скоро он перейдет в мир иной. Через некоторое время старец ощутил большую слабость и изнеможение, но нашел в себе силы попрощаться со всеми иноками. Потом удалился в свою келью и стал читать молитвы. Утром следующего дня, 2 января 1833 года, иноки, войдя в келью Серафима, увидели его стоящим на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление». Старец умер во время молитвы. Преподобного Серафима похоронили в Успенском соборе Саровского монастыря. Но даже после смерти старца люди со всей России продолжали идти в Саровскую пустынь, не теряя надежду на помощь. С молитвой они подходили к его могиле, и большинство получало исцеление.
Проходили десятилетия, но православные люди не забывали о преподобном Серафиме. И тогда 19 июля 1903 года по распоряжению Священного Синода в присутствии царской семьи и многих тысяч православных произошла торжественная канонизация святого. Мощи отца Серафима были открыты для почитания. Это торжественное событие сопровождалось многочисленными исцелениями.
Еще при жизни преподобный сказал: «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, оттого, что восстанут против царя. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей. Реки крови русской прольются, но Бог царя возвеличит».
С. СМИрнофф