Надо бережно хранить христианские традиции духовной культуры
В Сарове многие помнили и другое пророчество отца Серафима о тяжелой и изнурительной войне, о страшных событиях, которые обрушаться на Россию, и о том, что его мощи будут потеряны, монастырь будет разграблен и уничтожен и исчезнет даже имя Сарова. И когда наступила Первая мировая война, а затем революция, люди с ужасом думали: неужели это время настало?
В 1920 году новые власти решили исполнить то, что никогда не решился бы сделать разумный человек. Многие православные святыни были поруганы, святые мощи вскрыты. Власти не постеснялись даже открыть усыпальницы со святыми останками Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Гроб был выставлен на всеобщее обозрение, и как надеялись власти, на осуждение пережитков прошлого. Но зрителей было не много. Даже люди не особенно верующие понимали, что глумиться над прахом умерших непозволительно и кощунственно. Но страшные пророчества продолжали сбываться. Была закрыта Саровская пустынь, многие монахи арестованы, и погибли в лагерях. На месте, где помещался Саров, появился другой город - Арзамас-16, в котором создавали ядерное оружие, и был полигон для его испытаний. Ничего более чудовищного было нельзя и придумать.
Тогда 11 января 1991 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и директор музея религии подписали договор о передаче мощей музеем Православной церкви. В ознаменование этого события церковь установила новый праздник - Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Он отмечается 15 января по новому стилю. Святые мощи были вновь обретены, и этому радовались православные верующие. Но возник вопрос: куда их поместить? Саров еще оставался секретным городом Арзамас-16. И тогда решили поместить их в Дивееве - там, где отец Серафим основал женскую обитель, и где уже восстановился монастырь. Так стало сбываться последнее пророчество святого.
В июле 1991 года святые мощи были перевезены в Москву, затем во Владимир, Нижний Новгород, и, наконец, в Арзамас. И везде при большом стечении народа проходили богослужения.
Так сбылись предсказания святого. Так продолжается его жизнь после земной смерти. Но есть в предсказаниях святого Серафима Саровского еще и слова о том, что с водворением его мощей в Дивеево снова станут открываться православные храмы и монастыри, а с ними возрождится и Россия.
Русскую землю называют Святой Русью, потому что в ней в разное время жило великое множество людей, особо отмеченных Господом,- святых. У одних святость была направлена на то, чтобы обратить язычников в православную веру, у других - на укрепление обороны Святой Руси от иноверцев. У третьих - как, например, у Сергия Радонежского и Серафима Саровского - на строительство церквей и монастырей. Буквально каждый день года в православных храмах вспоминают имена и дела того или иного из людей, посвятивших всю свою жизнь служению Богу. Но вне стен церквей русских святых вспоминают редко, а подчас и вовсе не помнят.
Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого отношения к своей истории, культуре, к своим корням, как у нас. Виной этому послужило время атеизма, безверия, когда варварски разрушались храмы, монастыри, искоренялась православная вера. К счастью, времена борьбы с религией прошли. Мы уже осознали, что необходимо возрождать духовную культуру нашей Родины. Ведь без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. И какое духовное наследие передадим мы нашим потомкам? Этот вопрос возникает перед каждым человеком, неравнодушным, болеющим душой за великую Россию. Духовное и культурное развитие России в будущем зависит от вас.
С. СМИрнофф