О Желтом Императоре и о его канонах
Величайшую цивилизацию Азии - Древний (а ныне и сверхсовременный) Китай - уже тысячу лет пытаются открыть для себя европейцы, однако нельзя сказать, что мы особенно продвинулись в этом познании со времен Марко Поло. Китай успешно сочетает древнюю философию и астрологию с космическими программами, точные технологии с едой палочками, древнюю медицину с новейшими достижениями техники. Миновав столетний период тяжких испытаний, выпавших на долю китайцев в XX веке (начавшихся, пожалуй, с боксерского восстания и войны с Японией, продолжившихся оккупацией времен Второй мировой войны и господства коммунистов), Китай вошел в новое тысячелетие обновленным, поздоровевшим, поднабрав экономических сил в торговле со своим «северным соседом . Трудолюбие, старательность, аккуратность китайских рабочих не нуждается в восхвалениях, если же авторам возразят, что китайские товары хоть и ярки, но слишком низкокачественны, мы возразим, что у них ведь и цена соответственно низкая. И это вполне объясняется особенностями китайского менталитета.
Китайский народ уже третью тысячу лет живет в соответствии с принципами дао, и можно сказать, что за этот срок эта философия вполне себя оправдала.
Ключевые концепции философии даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин», создание которого приписывается мудрецу Лао-цзы (имя это означает буквально «старик-младенец»), который жил в VI в. до н. э. Традиционно указываемая дата его рождения - 604 г до н. э. или позднее. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью. В первых веках н. э., в период становления религиозного даосизма, Лао-цзы был обожествлен. В даосских трактатах «старик-младенец» рассматривался как глава всех бессмертных, рожденных вместе с небом и землей. Ему приписывались магические способности, в том числе смена облика. Он часто изображался в виде старца верхом на быке.
Важнейшим в даосской философии является учение о дао, которое выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия всего космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных» вещей; принцип циклического времени; образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила «дэ» (дословно «добродетель»), посредством которой оно проявляет себя, причем конечные «вещи» выступают как воплощение, или «оформление», дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого, или «изначальной пневмы» (юань ци). К ведущим даосским концепциям относятся также принципы «цзы жань» («естественность», спонтанность дао) и «у вэй» («недеяние», или отсутствие произвольной целе-полагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанным на спонтанности дао).
Эти постулаты шокируют энергичных, деятельных европейцев и американцев. Как же так? «Без паблисити нет просперити; без энергичности нет прогресса...» - воскликнет любой выпускник бесчисленных академий менеджмента. А китаец на это возразит словами «Дао дэ цзин»: «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: "Небо и земля бездействуют и все совершают"».
Более того, китаец легко, как дважды два, докажет, что отступление от принципов дао и «недеяния» в чем бы то ни было (науке, технике, политике, семейной жизни) приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте. И весь прошедший век и начало нынешнего служит наилучшим тому доказательством. Сравним двух некогда дружных, потом поссорившихся, затем опять примирившихся и страдавших одними и теми же болезнями соседей: «северного и южного». В одно и то же время чрезмерная активность реформ в СССР привела к экономическому краху и развалу страны, а соблюдение принципа дао вывело Китай в ряды экономически развитых и благополучных стран. Сходные проблемы возникли и в Японии. Вначале чрезмерная активность самурайской военщины привела страну к полному военному и финансовому краху, однако затем соблюдение принципа дао вывело ее на вершины прогресса. И таких примеров можно найти множество.
Однако еще до Лао-цзы основные принципы китайской философии формировались два тысячелетия, и начало формированию этих принципов было положено не кем иным, как Желтым Императором. Звали его Цииь Ши Хуан-ди.
Он был первым правителем союза народов, обосновавшихся в районе реки Хуанхэ, которые позднее стали называть себя китайцами. Этот император правил в течение ста лет (2700-2600гг. до н.э.), примерно в тоже время, когда были построены первые пирамиды в Египте. Он получил знания о том, как победить врагов и продлить свою жизнь. Хуан-ди распространял даосское учение по всему Северному Китаю.
Каждый год в начале апреля высшие государственные чиновники посещают могилу Хуан-ди, чтобы выразить свое уважение человеку, считающемуся основателем китайской культуры и даосизма.
Хуан-ди приписывают написание трактатов по медицине. Древний трактат «Хуан-ди нэйцзин» («Канон Желтого Императора о внутреннем»), написанный между 500 и 300 годами до н. э., является своего рода библией китайской медицины. В нем упоминается об использовании для регуляции в теле человека энергии ци так называемых «бяньшн» («каменных игл»).
Этим же императором была создана теория «у-син» (буквально «пять элементов», «пять стихий», правильнее - «пять действий», «пять фаз», «пять рядов») - одна из основополагающих категфиж1оггайской философии и науки, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа «син» - «перекресток дорог» - определяет его семантику - «ряд», «шеренга»» «движение», «ходьба». В так называемом космогоническом порядке у-син-это вода, огонь, металл, дерево, почва - восходят к древнейшим представлениям о пятиричном устройстве земной поверхности (у фан - «пять сторон света», у фэн - «пять ветров-направлений») или более поздним классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека («у пай» - «пять материалов»). В «Гуань-цзы» (III в. До и. э.) говорится, что у-син были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейшее изложение систематизированных представлений об у-син находится в главе «Хун фань» из Шу цзина. Развитую форму учение об у-син обрело в IV-II вв. до н. а, чему во многом способствовали ЦэоуЯнь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью Практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины, астрологии, философии.
Китайская астрология - один из наиболее древних разделов философии. Ей как минимум 2000 лет. Первоначально астрология была неразделима с астрономией. Обе рассматривались как одна дисциплина. И издавна в Китае лица, практикующие астрономию и астрологию, были представлены
как должностные лица при императорском дворе. В Древнем Китае астрология использовалась для того, чтобы раскрыть будущность нации. Лишь с начала христианской эры астрологию стали использовать для индивидуальных толкований. Во времена династии Танг (618-907 гг. н. э.) была написана целая энциклопедия об искусстве индивидуальных астрологических предсказаний.
Знаки животных - основной аспект китайской астрологии. Знаки основаны не на расположении звезд, как в западной астрологии, а на годе рождения человека. Каждому животному выделен свой год. Существует 12 животных, и они всегда появляются в одном и том же порядке (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака и свинья).
Китайская легенда приписывает создание 12 знаков китайского гороскопа также Желтому Императору Хуан-ди в 2637 г. до н.э. Другая легенда доверяет создание цикла из 12 животных самому Будде (563-483гт. до н.э.). Предположительно, он пригласил'всех животных навестить его, но по какой-то причине появились только .двенадцать. Чтобы отблагодарить их, Будда дал каждому животному год, который был бы посвящен лишь этому животному на протяжении всей истории. Годы были распределены в том порядке, в котором прибыли зкивотные.
Таким образом, животййй цикл повторяется каждые 12 лет. Китайский календарь основан на лунном годе (вращение Луны по орбите вокруг Земли). Западный календарь основан на солнечном годе (вращение Земли по орбите вокруг Солнца). Эти два календаря точно не совпадают. Следовательно, каждый лунный год начинается с небольшой разницей в датах по сравнению с солнечным годом.