М.Ю. Лермонтов: трагедия таланта
Так уж распорядилась судьба, что жизнь многих поэтов в России коротка и трагична. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Гумилев, Высоцкий, Тальков - их талант, ярко вспыхнув, быстро сгорел, но оставил след в душах и умах миллионов. Лермонтов в этом ряду занимает особое место. Уже ранние его стихотворения, написанные в 14-15-летнем возрасте, отличаются не только зрелостью восприятия, но и философским взглядом на прошлое и будущее России.
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной тишине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии Вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать своей судьбе.
Не знал тогда поэт, что Кавказ еще не раз встретит его. В 1837 году смерть А.С.Пушкина показала М.Ю.Лермонтова русскому обществу во всей его мощи гениального таланта. Лермонтов, узнав о гибели Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение никого не оставило равнодушным, вызвав и бурю восторга у читающей публики и негодование в высшем обществе. Еще бы, ведь в стихотворении Лермонтов указывает на виновников гибели поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Кто-то по почте отправил текст этого стихотворения Николаю I с надписью: «Призыв к революции».
И уже через несколько дней после прочтения государем этого стихотворения (а именно 25 февраля) по «высочайшему повелению» Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. И вот корнет лейб-гвардии гусарского полка едет через донские степи к месту своего назначения.
Той же дорогой, что и в детстве, ехал он снова по донской земле. Бесконечная дорога. В пути его не раз настигала гроза, в тучах сверкали молнии, высвечивая фантастические картины. Равнина, редкие пригорки, курганы. На них когда-то останавливался взгляд Пушкина. Будучи в Новочеркасске, ходил Лермонтов пушкинскими маршрутами: посетил книжную лавочку, почтовую станцию, не раз посещаемые Пушкиным.
И степи и курганы, все было таким же, как и прежде, но не было на душе Лермонтова безоблачного детского счастья и восторга от всего увиденного. Он был ссыльный поэт.
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль...
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Возможно, именно от ощущения собственной несвободы, поэт стремился в своем творчестве отразить дух вольного донского казачества. Дон, донцы, казачьи атаманы - лидеры народных движений - являются героями его стихотворений. Донцов Лермонтов изображает в поэмах «Черкесы» и «Кавказский пленник». Это в «Черкесах» казачьи караулы стерегут сон русских войск, казак вступает в поединок с черкесским князем, это там
Черкесы побеждены мчатся,
Преследоваемы толпой
Сынов неустрашимых Дона,
Которых Рейн, Лоар и Рона
Видали на своих брегах...
В «Кавказском пленнике» черкесские джигиты рассказывают, «как дрался пленный казак»:
...Смотрел, как в высоте холмов
Блестят огни сторожевые:
И как вокруг их казаки
Глядят на мутный ток реки,
Склоняясь на копья боевые.
Лермонтовский «Атаман», как и пушкинские «Песни о Стеньке Разине» создан в стиле казачьего песенного фольклора, и хоть имя атамана не названо, но в его облике угадывается также Степан Разин. Стихотворение «Два сокола» имеет глубокий смысл, ведь сокол - это гордая птица, ее высокий полет - символ свободы. Это стихотворение было навеяно
Степь, синея, расстилалась
У азовских берегов;
Запад гас, и ночь спускалась;
Вихрь скользил между холмов.
И, встряхнувшись, в поле диком
Серый сокол тихо сел.
И к нему с ответным криком
брат стрелою прилетел.
«Братец, братец, что ты видел?
Расскажи мне поскорей».
- Ах, я свет возненавидел
И безжалостных людей.-
«Что ж ты видел там худого?»
Кучу каменных сердец!
Деве смех тоска милого,
Для детей тиран отец.
Девы мукой слез правдивых
Веселятся, как игрой;
И у ног самолюбивых
Гибнут юноши толпой!..
Братец, братец! Ты что ж видел?
Расскажи мне поскорей!-
«Свет и я возненавидел
И изменчивых людей
Ношею обманов скрытых
Юность там удручена;
Вспоминаний ядовитых
Старость мрачная полна.
Гордость, верь ты мне, прекрасной
Забывается порой;
Но измена девы страстной -
Нож для сердца вековой!..»
Это стихотворение написано в форме диалога, что является традиционным и для донского песенного фольклора, и для авторской казачьей песни.
Путешествие по Дону и Кавказу возродило Лермонтова, дало возможность ему успокоится, прийти к душевному равновесию.
Кавказ также оказал большое влияние на творчество поэта. Именно после посещения Кисловодска и Пятигорска Лермонтов написал роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу.
Благодаря ходатайству бабушки 11 октября 1837 года последовал приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде. Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом, и подумывал даже об отставке. Он медлил с отъездом и до конца года прожил в Ставрополе, где познакомился с бывшими декабристами, в том числе с князем Одоевским. Это была очень значительная встреча поэтов двух поколений. От Одоевского Лермонтов узнал многое о Грибоедове, Рылееве, о восстании 14 декабря 1825 года и о сибирской ссылке.
С. СМИрнофф