Рифовые акулы
Время от времени риф навещают большие прожорливые хищники, например песчаные акулы (до 4,3 м), тигровые акулы (5,5-7,5 м) и рифовые акулы (1,6-2,1 м). Здесь они могут поживиться зазевавшейся рыбой, крабом и даже морской черепахой, чей панцирь тигровая акула разгрызает без особых усилий. Частые гости на мелководье, тигровые акулы очень опасны для человека. Песчаные акулы, обитающие у берегов Австралии, предпочитают с человеком не связываться. Рифовые акулы, часто нападающие на пойманную на крючок рыбу, так возбуждаются от вида и запаха добычи, что могут укусить рыбака, но случаи преднамеренного нападения этой акулы на человека неизвестны.
Постоянно обитает на рифе пятнистая зебровая акула (2,8 м). Гибкая и ловкая, эта акула охотится на крабов и рыб, иногда собирает со дна моллюсков. Отдыхает она, лежа на дне и опираясь на плавники. Она устраивается против течения, так, чтобы ток воды постоянно доставлял в жабры свежую и богатую кислородом воду.
К донным акулам относятся австралийская бычья акула, белопятнистая и глазчатая кошачьи акулы. Глазчатая кошачья акула с большим, похожим на глаз, пятном на боку, постоянный обитатель коралловых рифов, но во время отлива она нередко оказывается на берегу в небольшой лужице. Передвигаясь по грунту на плавниках, эта акула переползает из одной лужи в другую в ожидании прилива. Так же поступает и акула пятнистый воббегонг. Вид этой акулы весьма причудлив: она настолько приспособилась к донному образу жизни, что стала совсем плоской, сложные пятна отлично маскируют ее на фоне дна. Колышущиеся кожные лоскутки вокруг рта хищницы привлекают крабов и осьминогов, которые, едва приблизившись, оказываются во рту воббегонга.
Около рифа снуют хищные барракуды, а в пещерках и норах прячутся мурены. Мурены охотятся на рыб, крабов и головоногих моллюсков. Мощными зубами и сильными челюстями мурена легко крошит панцири крабов. Ее зубы раньше считались ядовитыми, так как даже слабый укус мурены долго не заживал, воспалялся и гноился. Но яда в ее зубах нет, просто застрявшие в зубах мурены остатки пищи создают условия для размножения бактерий. Попав в ранку, эти бактерии вызывают нагноение и боль.
Часто добычей мурен становятся каракатицы (до 25 см) - головоногие моллюски, сохранившие раковину, но спрятавшие ее под мантию на спине. Удирая от хищника, каракатица выпускает большую капсулу с секретом чернильной железы - «чернильную бомбу». Бомба размером и формой напоминает саму каракатицу. Хищник «ловится» на обман, но едва он касается бомбы, она взрывается и окутывает неудачника чернильным облаком. Тропические каракатицы часто ярко окрашены и снабжены парой огромных и зорких глаз, улавливающих все происходящее вокруг. Но даже это не всегда спасает каракатиц от ловкой и быстрой мурены.
Груперы из семейства серрановых родственны черноморскому каменному окуню, но обычно гораздо крупнее. Многие груперы постоянные обитатели коралловых рифов и раскрашены соответственно - яркими пятнами и полосами. Групер, как и мурена, - одиночный засадный охотник. Затаившись среди кораллов, он ждет, когда рядом проплывет рыбка. Один бросок - и нет рыбки, а групер снова затаился. Промикропс (3,6 м, 350 кг) - один из самых крупных серрановых, также навещает Большой Барьерный риф.