Водоросли Тихоокеанского мелководья
Бурые водоросли растут во всех морях и океанах мира, но наиболее многочисленны они в холодных и умеренных водах. Тихоокеанские мелководья Северной Америки покрыты зарослями бурых водорослей, которые становятся более густыми по направлению от Калифорнии до залива Аляска. Главная водоросль здесь, как и в северных, морях Евразии, - хорошо знакомая нам морская капуста ламинария. Только в тихоокеанском прибрежье Северной Америки можно встретить самую большую водоросль в мире - макроцистис, достигающий 60-200 м в длину. Макроцистис похож на гирлянду флажков неправильной формы или на хвост _ воздушного змея, унизанный лохмушками.
Макроцистис намертво прикрепляется к грунту или скалам ризоидами, служащими водорослям чем-то вроде корней. В большой шторм кусок камня с макроцистисом может оторваться от скалы, но макроцистис никогда не оторвется от камня. Макроцистис и родственный ему нереоцистис, обитающий в этих же водах, вместе с ламинарией входит в отдел бурых водорослей. Толстый, как бревно, но очень гибкий стебель нереоцистиса утолщается кверху и превращается в подобие крупной свеклы с длинной ветвистой «ботвой», похожей на связку ленточек. «Свекла» поддерживает нереоцистис на плаву. Нереоцистис короче макроцистиса - «всего» 90 м. Но макроцистис живет 8-10 лет, тогда как век нереоцистиса - всего год. И за это время из маленькой споры водоросль успевает превратиться в 90-метрового гиганта. Плодовитость нереоцистиса так велика, что когда растения выпускают в море споры, от их количества вода становится белой, будто молоко пролили.
Все ламинариевые - это и кров, и стол для моллюсков, рыб и морских ежей. Колючие черные шарики порой наносят серьезный урон ламинариевым лесам. Многие морские ежи не только легко переносят загрязнение вод промышленными отходами, но даже лучше размножаются в этих условиях. Увеличение численности морских ежей грозит природной катастрофой, ведь уничтожая водоросли, они лишают питания всех местных обитателей и самих себя в том числе. Выход один - заботиться о чистоте прибрежных вод.
Среди морских ежей, облюбовавших прибрежье Северной Америки, есть пурпурные стронгилоцентротусы, покрытые длинными иглами красного цвета, столь прочными, что с их помощью ежи проделывают отверстия в стальных сваях портовых сооружений, которые используют как укрытия. Их близкая родня, францисканские стронгилоцентротусы (пурпурные морские ежи) (до16 см), несколько лет назад поразили американских ученых, взявшихся их исследовать. До той поры считалось, что эти ежи живут около 15 лет, но исследования показали, что возраст некоторых особей доходит до 200 (!) лет. Это одни из самых долгоживущих животных на Земле. Мало того, оказалось, что красные ежи не стареют. У 100 «дедушек» не обнаружено никаких возрастных изменений. Наоборот, с возрастом растет плодовитость ежей. «Старушки», например, откладывают куда больше икры, чем молодежь, а «старички» ее успешно оплодотворяют. Недаром японцы, сторонники здорового питания, очень ценят икру морских ежей, импортируя ее в огромных количествах из Америки. Возможно, морские ежи уже открыли недоступный пока нам секрет бессмертия, кроме, конечно, тех из них, кто кончает жизнь в рыбацкой сети или в пасти хищника, такого как калан.
Каланы - это млекопитающие, близкие родственники обыкновенных выдр, о чем говорит их второе название морские выдры. Каланы большую часть времени проводят в море, даже спят на воде, предварительно хорошенько опутав себя водорослями, чтобы не унесло далеко в море. Питаются каланы моллюсками, например крупными морскими блюдечками, рыбой, но в основном морскими ежами, обыкновенными морскими ежами и настоящими сердцевидными ежами. Нырнув за добычей на дно, калан способен захватить сразу несколько ежей. Вынырнув, калан ложится на спину, брюхом кверху и прячет часть добычи в кожные складки на брюхе. Надо отметить, что шкура калана как будто велика зверю и образует глубокие складки, которыми калан пользуется как карманами. Взяв в лапы морского ежа, калан обламывает иглы, а затем раскусывает панцирь. Если панцирь слишком тверд, калан пользуется камнями. Удобные камешки у запасливого зверя всегда с собой, он их носит под мышкой. Один камешек - наковальня, на которую он кладет добычу, другой - молоток, которым калан разбивает панцири ежей, крабов и раковины моллюсков.
Каланихи трогательно заботятся о единственном малыше. Пока детеныш совсем мал, мамаша кладет его себе на брюхо и часто ласкает. Когда малыш начнет самостоятельно плавать, каланиха будет учить его сооружать постель из водорослей, добывать и разделывать морских ежей. Надо отметить, что материнский инстинкт у каланих очень силен, и потерявший маму детеныш всегда найдет себе любящую мачеху, которая воспитает его как свое собственное чадо.
Каланы обладают очень ценным мехом, и поэтому долгое время были объектом усиленного промысла. Сейчас каланы находятся под строгой охраной, но их былая численность еще не восстановлена.