Рождество и Святки
Еще задолго до того, как люди поняли, что Земля вращается вокруг Солнца, народы Северного полушария, обожествляя Солнце, дающее жизнь всему живому на Земле, заметили, что в определенное время, которое они назвали осенью, дни становятся заметно короче, а зимой и совсем короткими. Солнце в эту пору очень ненадолго появляется над землей и невысоко поднимается над горизонтом. Как бы оно не исчезло совсем, опасались люди, ведь тогда наступит вечная ночь, вечная зима, а значит, и смерть.
В самые далекие времена движение Солнца внимательно прослеживалось. Обычно этим занимались жрецы, и в храмах сосредоточивалась древняя наука о Земле и Солнце. Было замечено, что пусть Солнца по небу неуклонно повышался, пока не достигал своего высшего положения. В Северном полушарии это - 21 июня день летнего солнцестояния. Затем путь его начинался опускаться вплоть до 21 декабря, дня зимнего солнцестояния.
И как же велика была радость людей, когда они видели, что Солнце не собирается исчезнуть навсегда, напротив, оно начинает все выше и выше прокладывать свой путь по небу, повторять свой цикл движения. Когда без всяких приборов становилось ясно, что день начал увеличиваться, день этот приняли за начало года - 1 января.
Напомним, что движение Солнца - это лишь кажущееся движение. Солнце относительно Земли неподвижно. Это Земля вращается вокруг Солнца, создавая впечатление той или иной высоты его пути, это Земля, вращаясь вокруг своей оси, создает у нас впечатление, что Солнце всходит и заходит, и день сменяется ночью. Мы и сейчас, зная о том, что Солнце неподвижно, продолжаем говорить и даже писать в календарях: восход Солнца во столько-то часов, заход Солнца во столько-то.
В древние времена, когда Солнце совершало поворот и начинало повышать свой путь, у людей возникало чувство облегчения и радости. Это изменение его движения, или солнцеворот, было поводом для большого празднества. У древних персов это было празднество в честь бога Солнца и растительности - Митры. Другие народы тоже, по-своему, отмечали это знаменательное событие.
Лучше других нам известно празднование зимнего солнцестояния у древних римлян. Оно относится уже к более позднему времени и, вероятно, возникло не без влияния культа персидского Митры. Римляне считали, что их бог сельского хозяйства Сатурн правит миром, и от него зависят хорошие урожаи и обилие пищи. И неделя зимнего солнцестояния с 17 по 24 декабря праздновалась, как дни бога Сатурна. Это был период бесконечного веселья и радости, и назывался он Сатурналии. Все работы в это время прекращались, и ничто не нарушало торжества. Люди раздавали друг другу подарки. Слуги и рабы получали на время свободу и в дни празднеств пировали вместе с хозяевами.
Сатурналии не исчезли, с усилением в Римской империи христианства, новая религия оказалась не в силах отменить веселье при возрождении Солнца. Более того, после 300 года нашей эры христианство приобщило свою паству к этому празднику, объявив 25 декабря днем рождения Иисуса Христа, хотя для этого в Библии не было никаких оснований. Таким образом день рождения Солнца стал днем рождения сына Божьего, а сатурналии - рождественским праздником.
Ну, а что касается Рождества католического и Рождества православного, то нет двух рождественских праздников, Рождество - одно. Дело только в том, что православная церковь не приняла в 1918 году перехода России на новый календарный стиль, более соответствующий истинному положению вещей (ведь Земля совершает оборот вокруг Солнца не точно в 365 дней, а в 365 дней, 5 часов 48 минут и 46 секунд), и продолжает отмечать Рождество и другие церковные праздники с отставанием на 13 дней.
Рождественские праздники, или как их на Руси издревле называли - святки, то есть праздник, продолжались от сочельника - кануна Рождества - до 6 января, дня водокрестья - крещения Христа. Славяне праздновали святки и до принятия христианства, отмечая поворот зимы на лето и возрождение сил природы. Святки сопровождались пением, плясками, хороводами, гаданьем, в общем - шумным весельем. Представление о характере такого праздника можно получить из повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", из поэмы В.А.Жуковского "Светлана". Еще в начале прошлого века на святках колядовали, то есть ходили по домам со звездой на палке, подсвеченной фонариком или свечой, пели песни, восхваляющие Христа, представляли сцены из его жизни и одарялись за это хозяевами праздничными лакомствами.
Православная церковь отмечает Рождество 7 января, а святки должны бы соответственно длиться с 6 по 19 января. Но святочные обычаи ушли в прошлое, однако, многие россияне зато встречают Новый год не только с 31 декабря на 1 января, но и по старому стилю - с 14 на 15 января.
А.Адев