Толкование терминов (Л). Лыжи
Лыжи издавна употребляются жителями Севера для ходьбы зимою по глубокому снегу. Л. представляют из себя две доски (из ели, сосны, березы, клена или дуба), около 3 арш. длиною и 31/2, — 4 врш. шириною, с загнутыми спереди, а иногда и сзади, концами, выгнутою по средине поверхностью и выдолбленным снизу, во всю длину, желобом, заставляющим Л. идти по снегу, как по рельсу. Хорошие Л. должны быть легки и гладки, упруги, крепки и удобны для управления.
Наиболее употребительны, по легкости и дешевизне, голицы, т. е. ничем не подбитые Л., но значительно удобнее те, который подшиты с нижней стороны кисами — сшитыми между собою шнурками с пазанок (нижней части ног лося), оленя или жеребенка, а также шкурою выдры; такие Л. не скользят против шерсти, а потому чрезвычайно облегчают поднятие на горы. Посредине Л. делается небольшое, оклеенное берестою или тоже шкуркою, возвышение, к которому нога привязывается путами (носочным, а иногда и пяточным ремнями). Ходьба на Л. состоит в переменном передвижении ног вперед, не отделяя Л. от поверхности снега, причем Л. должны скользить параллельно одна другой, в возможно близком расстоянии. При беге, для облегчения, употребляют длинные палки (батожки, койки, посохи, костыри или кухтари) с деревянным кружком на
конце (или обручем, прикрепленным ременным переплетом); эта палка служит для отталкивания, а при спуске с горы — для баланса и тормаза, для чего на нее садятся тогда верхом; иногда к переднему концу палки насаживается железный крючек, которым цепляются за деревья при подъеме на гору. В тайге, где нет дорог, Л. представляют единственный способ зимнего сообщения; без них был бы немыслим зимний промысел, тогда как на Л. промышленник может догнать и довести от усталости до изнеможения каждого зверя, проваливающегося в снегу (в несколько измененном виде Л. служат северным поморам для ходьбы, во время промысла, по Шуге — плавающей в море, между ледяными глыбами, густой ледяной каше. Л. могут так же служить для ходьбы по топким болотам и трясинам.). В Норвегии, Финляндии и, отчасти, уже у нас бег на Л. начинает переходить в спорт, причем устраиваются состязания на продолжительность и быстроту бега (30 км. — около 2 ч. 15 м.). В 1895 г. утвержден устав «московского клуба лыжников». В последнее время сознано огромное значение Л. и для военных целей: в австрийской и германской армиях производятся практические учения и маневрирования особых отрядов лыжников, которых сравнивают с легкою кавалериею; такие отряды могут служить опасными партизанами и наносить неприятелю существенный вред зимою, когда, обыкновенно, военные действия приостанавливаются.
Равным образом и в России, с 1886 г., во многих частях нашей армии, где сформированы охотничьи команды, введено уже обучение нижних чинов ходьбе на лыжах. От описанных выше Л. отличаются индейские или канадские Л., состоящие из двух овальных деревянных рам, переплетенных сетью из жил или тонких ремней, длиною около 11/2 аршина и шириною 1/2 арш.; передняя часть рамы закруглена и приподнята, а задняя — вытянута в острие. Эти Л. прикрепляются ремнями к ногам и на них ходят по снегу, поднимая и переставляя ноги, как при обыкновенной ходьбе. См. П. Белдыцкий, «Зметка о Л.» («Природа и Охота», 1880, VI); Л. Сабанеев, «Охотничий Календарь» (М., 1892); Э. Рундберг, «О лыжном спорте в Норвегии и Финляндии» («Охотничья Газета», №10, приведена местная библиография, многочисленные рисунки); его же, «О канадийских Л.» (там же, № 49); «Пользование Л. для военных целей» («Охота», 1893, № 1).