Толкование терминов (Л). Лютня
Лютня (liuto — ит., luth — фр., Laute — нем.) — весьма распространенный в старину, теперь забытый струнный инструмент, персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию. Инструмент этот имел приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа.
Строй первых струн менялся, вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры. Л. были различных величин. Басовая Л., саженной величины, называлась теорбой. Музыка для Л. нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой. На Л. играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на Л. — Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.). Школы игры на Л. появились в начале ХVI cт. в Венеции и в XVIII ст. в Нюрнберге.
Литература Л. в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для Л. перекладывалось все, что появлялось в области