Толкование терминов (К). Каменный век
Каменный век — эпоха или стадия первобытной культуры, характеризующаяся незнакомством с металлами и употреблением орудий или инструментов, сделанных из камня или из дерева, кости, рога. В последнее время большинство исследователей склоняется к мнению, что эпоха неолитическая, хотя и отличается довольно явственно от палеолитической (по характеру орудий, шлифовке многих из них, обладанию домашними животными, уменью изготовлять глиняную посуду и т.д.), тем не менее связана с ней непрерывным культурным развитием. Так, новейшая классификация отложений К. века во Франции, Ф. Салмона, принимает, что палеолитический (четвертичный) период был связан с неолитическим — промежуточным мезолитическим временем, так называемой эпохой Magdaleno-Campignienne.
Следующая эпоха, Campignienne, представляет уже следы глиняной посуды и начало одомашнивания животных; значительная часть орудий имеет форму неолитических, но шлифовка их часто несовершенна в ограничивается лишь лезвием орудия. Затем следует эпоха, которую Салмон называет Chassey-Robenhausienne (от Camp de Chassey, в деп. Соны и Луары, и известных свайных построек в Робенгаузене, в Швейцарии); к этой эпохе относятся как свайные постройки К. века, так и многие места погребений в пещерах и каменные могилы; разнообразие орудий увеличивается, глиняная посуда становится совершеннее, домашние животные распространеннее, появляется земледелие и т.д. Наконец, Карнакская эпоха (Carnaceenne, от Carnac, в Морбигане) характеризуется особенно дольменами и другими мегалитическими сооружениями, также многими свайными постройками, древнейшими террамарами, прекрасной полировкой орудий, началом скульптуры, особенной заботой об обстановке погребений, первыми следами трупосожжения, употреблением различных новых материалов для орудий и украшений (ядеит или нефрит, бирюза, янтарь и т.д.) и первым появлением бронзы.
Эта эпоха уже составляет переход к металлической, а именно к так наз. бронзовому веку. — К. век констатирован не в одной Европе, но во всех частях света: следы его были найдены и в Египте, Месопотамии, Индии, Китае — странах с весьма древней исторической культурой, где К. век должен был окончиться уже за многие тысячелетия до Р. Хр. Находимые в Африке, в земле, древние каменные орудия представляют для негров такие же загадочные предметы, как и для населения нашей части света. В Азии К. век сохранился до недавнего сравнительно времени лишь у первобытного племени айнов, на о-ве Иезо и Сахалине, и на крайнем СВ, на Камчатке и у чукчей, где его застали еще русские в XVIII в. В Америке К. век существовал до прихода европейцев, след. до XVI в.; в культурных странах Мексики, Центральной Америки и Перу было, однако, распространено и знакомство с медью (бронзой), которой пользовались отчасти и кочевые сев. амер. индейцы, но лишь в форме самородной меди, которую они обрабатывали подобно камню, т.е. ковали в холодном виде, не умея плавить и отливать орудия в формы. Всего дольше сохранился каменный век в Австралии, Меланезии и Полинезии. На о-вах Тихого океана его застали еще в полном развитии мореплаватели XVIII в., но с тех пор он все более и более уступал место металлической культуре; теперь собственно в Полинезии он уже давно исчез.
На Новой Гвинее, о-вах Новогебридских, Соломоновых, в Австралии К. в. еще не закончился, хотя всюду здесь уже известны и железные орудия, получаемые от европейцев. Большинство камен. орудий, здесь встречающихся, выказывают следы полировки, часто сделаны весьма искусно и снабжены точеными деревянными рукоятками; но рядом с ними употребляются и более грубые орудия, приготовленные путем отбивки и служащие в качестве ножей, наконечников копий, дротиков, зубцов палиц и т.п. На острове Тасмания (или Ван-Дименовой Земле), первобытные обитатели которой уже несколько десятков лет тому назад все вымерли, культура даже не могла возвыситься над палеолитической. Тэйлор, изучивший все каменные изделия тасманийцев, сохранившихся в музеях, убедился, что между ними нет ни одного полированного и что по формам и степени отделки они вполне подходят к древнейшим палеолитическим орудиям европейского К. века. В настоящее время К. век, кроме Австралии и Меланезии, сохранился еще у некоторых более отдаленных племен эскимосов Сев. Америки, у чукчей, у некоторых индейских племен Аляски (сев. зап. берега Сев. Америки) и у некоторых племен во внутренности Бразилии.
Всем этим племенам известны, однако, кое-какие европ. изделия (иногда даже ружья новейших систем); они пользуются камнем только как более доступным материалом, для приготовления обыденных орудий. Отсюда можно заключить, что и в других местах, в отдаленные времена, культура К. века сменялась металлической лишь постепенно, и более бедный класс населения долго еще продолжал пользоваться камнем и костью. Это подтверждается тем, что каменные орудия встречаются не только в находках доисторического бронзового и железного века, но даже среди остатков галло-римской эпохи, в могилах древних германцев и славян и среди разнообразных изделий древнего культурного Египта. Возможно, однако, что некоторые из таких К. изделий имели (в позднейшие эпохи) значение не орудий, а предметов священных или амулетов. Как в Европе, так и во многих внеевропейских странах народ до сих пор объясняет древние каменные топоры и стрелки, как «громовые», т.е. упавшие с молнией или образовавшиеся от падения молнии (такого мнения держались и многие ученые XVI — XVII веков).
Отсюда их священный характер, их суеверное или религиозное почитание. В Ефесе, Тире, Орхомене, на горе Иде, в Пессинунте почитались, в древности, К. топоры или стрелы. Не далее, как в 1767 г., в соборе г. Гальберштадта можно было видеть подвешенным на одной из колонн древний каменный молоток. В различных музеях сохранилось не мало украшений и амулетов греческой, этрусской, римской и позднейшей работы, заключающих в себе древние К. топоры и стрелки, иногда в дорогой серебряной или золотой оправе, а также с греческими или руническими на них надписями. Еще более явственными пережитками К. века являются каменные ножи или оббитые кремни, употреблявшиеся при религиозных жертвоприношениях и обрядах у различных народов исторической эпохи. Так, по словам Геродота и Диодора Сицилийского, бальзамировщики, приготовлявшие в Египте мумии, вскрывали трупы умерших каменным ножом; острые кремни употреблялись также при некоторых жертвоприношениях или клятвах — в древнем Риме, в Мексике, при кастрации себя жрецами Цибелы; острый камень или кремень служил у евреев в качестве орудия обрезания, а иногда, как говорят, употребляется еще и теперь для этой цели.
Своего рода пережитками каменного века являются также слова многих языков, не только негритянских или языка басков, но даже, отчасти, некоторых семитических и арийских — именно связь названий ножа или топора с корнями, выражающими понятие о камне. Кроме литературы, указанной при ст. Доисторическая эпоха, см. еще В. Taylor, «Researches into the early history of Mankind» (рус. перевод: «Доисторический быт», под ред. Мильгаузена); Саrtailhac, «L'Age de pierre dans les souvenirs et superstitions populaires» (П., 1878); P. Salmon, «Age de la pierre» (1894); К. von den Steinen, «Unter den Naturvolkern Central-Brasiliens» (1894); Woldt, «Cap. Jacobsen's Reise an der Nordwestkuste Amerikas» (Л. 1884).