Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Энцикл. термины » Толкование терминов (К). Канцона

Толкование терминов (К). Канцона

29 дек 2009, 10:48

Толкование терминов (К). Канцона Канцона

Канцона (la canzone, от латинского cantio) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. — лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20.

Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более — Петрарки, стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп, перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании — большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению, — обычай провансальской поэзии, — редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе, была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах.

Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные стихотворные «игрушки», которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмой, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно— или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении.

Так называемая Canzone a ballo или Ballata, которую не следует смешивать с северной «балладой», столь же стара как и Canzone Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: «Summa artis rithmici» (изд. Grion, Болонья, 1869) и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в «Trattato dei ritmi volgari» (изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, «Grammatik der ital. Sprache» (Галле, 1844).

Канцона (canzone, canzona) — песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) — старинная плясовая итальянская песня. Canzone sacra — духовная песнь. Канцонетта (canzonino) — небольшая песня. Canzonaccia — площадная песня. Canzoniere — собрание песен.



29 дек 2009, 10:48




Толкование терминов (К). Канцона


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.