Толкование терминов (К). Капеллан
Капеллан или Каплан (лат. capellanus, франц. chapelain, нем. Кaplan) — католический священник, состоящий при капелле под которой может подразумеваться особый придел в соборе, часовня приходской церкви или даже самостоятельная церковь, чаще всего домовая. При дворе франкских королей находились К., которые в тоже время служили королевскими секретарями. Во главе этих К. стоял архикапеллан. Относительно К. домовых, клермонтский собор 1095 г. издал постановление, что они могут назначаться на должность лишь с разрешения епископа. При папе были К. трех родов; 1) К. по титулу, 2) ассистирующие и 3) тайные К., для частной службы папе. Всякий католический приходский священник, не справляющийся один со своим приходом, должен иметь при себе К. Часто К. получает какую-либо бенефицию (капланию), за которую обязан служить в известной капелле или у известного алтаря. В старой Франции подчинённые епископам desservants (cures succursales) были капелланами без бенефиций.
Когда установлен был институт кантональных кюре (приходских священников), им понадобились помощники для церквей кантона, помимо приходской, для чего снова появились К. (ad nutum episcopi amovibiles de servientes). В английской церкви К., называющиеся curates, либо с согласия епископа назначаются приходским священником в особую церковь (капеллу, chapel), либо помогают ему в главной церкви. Так же в Англии называется домашний проповедник в ораториях и капеллах светских и духовных лордов. Как устарелый термин, К. и в протестантских церквах иногда применяется к вспомогательным проповедникам. Во время реформации, когда проповеди придавалось особое значение, она считалась необходимейшим делом приходского священника, а таинства, напутствование умирающих и т.д. считались делом К. и диаконов. В России К. назыв. военные римско-католические священники.
Капельмейстер — лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн. Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, «Der vollkommene Kapellmeister» (Гамб., 1739); P. Вагнер, «Uber das Dirigieren» (Лпц., 1870); Г. Берлиоз, «Le chef d'Orchestre». Помощником К. часто бывает первый скрипач, в оркестре называемый концертмейстером.