Положительные и отрицательные стороны эгоизма
Эгоизм (от лат. Ego - "я") - это намерение "ради себя", то есть поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. То есть общий психологический окрас этого определения является однозначно негативным. В определении эгоизма ключевыми являются такие понятия как "намерение", "мысль" - сугубо индивидуальные для каждого человека и, как правило, не определимые по внешним признакам. То есть определить проявление эгоизма и выявить его однозначно в том или ином действии практически невозможно.
Что уж говорить, зачастую собственное намерение остается для нас загадкой. И мы, исходя из собственной шкалы оценки добра и зла, определяем все проявления окружающей нас действительности. Исходя из собственного субъективизма, мы всегда выявляем примеры эгоизма, предположительно встречающегося в жизни.
Еще раз вернемся к переводу этого определения. Эго - это "я". Что же мы определяем под понятием "я"? Это весь наш мир, все естество, наша суть. Так кажется нам, нашему эгоизму. Ведь то, что я чувствую достоверно, - это всего лишь я. Другого нам не дано ощутить. Мы не можем чувствовать вне себя, за пределами наших органов чувств, мы можем лишь предполагать, что чувствует другой человек, и это предположение будет заведомо ошибочным. Мы не можем внутри себя даже приблизительно смоделировать тот фундамент жизненного опыта, генетических особенностей и психики, на котором рисуется картина восприятия каждого человека. Получается, что наше мировосприятие выстраивается только на основании эгоизма, нашей основы.
Эгоизм оберегает наше тело, заставляя его уходить от всего приносящего ему вред в виде неприятных ощущений и приближая его к наслаждениям. Эгоизм формирует наши желания, которые в свою очередь порождают мысли, приводящие в действие весь организм. Невозможно представить себе действия человека, поступающего без выгоды для собственного "я". Пусть эта выгода ожидается в будущем (даже после смерти), пусть она не явно выражена, но собственная польза всегда присутствует в намерении перед всяким действием, начиная от перемены положения тела при чтении до раздачи всего своего состояния бедным. Это кажется невероятным, но так устроено сознание человека: все делить на добро и зло, на белое и черное, на плюс и минус, - и только на границе столкновения двух этих противоборствующих сил мы ощущаем этот мир.
На основании всего изложенного справедливым будет вопрос: так что, весь этот мир эгоистичен, все люди эгоистичны, и нет в нем вообще добра? И да, и нет. Природа, окружающая нас, по всем признакам альтруистична на всех ее уровнях: неживом, растительном, животном. Вся окружающая нас природа получает "для себя" лишь тот минимум, который обеспечивает существование и функционирование вида, и отдает по своему назначению максимум возможного. Так устроено и наше тело: его клетки, системы, органы. В противном случае мы не смогли бы существовать. И все страдания в нашей жизни приходят к нам как все увеличивающаяся разница между альтруизмом окружающей нас природы и постоянно развивающимся эгоизмом людей.
И все же вопрос, легший в основу статьи остается нерешенным? А вывод будет таким: эгоизм - это плохо, однако, это наша основа, наша материя. Эгоизм способствует всему тому, что мы называем развитием и прогрессом. Он является топливом для нашего движения. Ведь все великие открытия в мире были сделаны благодаря наличию и постоянному развитию эгоизма. Весь приведенный здесь анализ говорит о разрушительном действии эгоизма и в тоже время о его необходимости, как нашей основы.
В конечном итоге все определяет лишь намерение. Если развивать свой эгоизм с непременной надстройкой над ним, намерением ради отдачи, то это позволит устранить возникшие противоречия. Такая система имеет будущее, она позволит неминуемое разрушение превратить в созидание и единственно верное развитие. Это и есть выход из того тупика, в который мы движемся со все возрастающей скоростью.