Толкование терминов (С). Семинария
Семинария (лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовления духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название Семинария появляется впервые со времени триентского собора (1545 — 63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовление духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых Семинария для подготовления будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнесть Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую Семинария. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон, в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе «Seminaire des maitres d' ecole», Мысль герцога Эрнеста была осуществлена. в Германии Авг. Герм. Франке в Галдел учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д.
Мало помалу эти учреждения, часто носившие. название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии; пользуясь покровительством как католических, как и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома. 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40 были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии.
Устройство С. весьма различно В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии: во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством своих учителей. Многие С. находятся в тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 Июля 1881 г.
Кроме этих школ во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебных заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов.
Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XYIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при университете, 1776 г.), в Берлине (при гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их с средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн, просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях.