Толкование терминов (С). Сизиф
Сизиф (Sisujoz, Sisyphys)— сын Эола; царствовал в построенном им городе Эфире (Коринфе) и был основателем истмийских игр. Как указывает самое его имя (sxsujoz одного корня с sojz, дорич. sojoz), Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этим же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Как идеал хитрости, Сизиф представлен в следующем мифе. Зевс, рассердившись на С. за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида (или Ареса) смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела С., который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний, в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю.
Аид поддался на хитрость С., который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса. В числе мучеников подземного царства древность называет С., который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, кань невидимая сила снова устремляла его вниз, и снова начиналась та же бесцельная работа (Одисс. XI, 593-600). Преступление, за которое С. был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов; по другим — в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромной каменной глыбой или сбрасывая их в море и т. д. В лице С., в связи с его посмертным наказанием, греческий миф" изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание С. есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу С. показывали на Коринфском перешейке; храм его (гербон) находился в Коринфе.