Толкование терминов (Н). Немезида
Немезида — первоначально этическое понятие, возникшее из идеи судьбы. Понятие о мировом порядке, предустановленном мойрами, привело к мысли, что человек должен более всего избегать гордости, и что смирение и умеренность вернее всего ведут к счастью. Это воззрение сложилось в понятие Н., которым обозначали божеский гнев, постигавший того, кто нарушал предустановленный ход мировых явлений; таким нарушителем являлся, напр., или необыкновенно счастливый человек (Поликрат) или слишком заносчивый гордец (Ниобе). Понятие о Н. является важным нравственным регулятором в раннюю эпоху эллинизма. Гомер еще не знает богини Н.; у Гесиода Н. — скорее отвлеченное понятие нормального и справедливого, чем карающая богиня.
Геродот, Пиндар, трагики и другие этические писатели развили это понятие еще определеннее, поставив его краеугольным камнем своих воззрений. В мифологии образ Н., как могущественной богини природы, дочери океана, сливается с образом Афродиты или богини земли, не имея самостоятельной, определенной физиономии. Так Н. кипрская, которая произвела на свет от Зевса Елену, стоит близко к Афродите и к Фемиде, богине земли. Афинский праздник мертвых — — указывает на отношение культа Н. к культу аттической Геи. Павсаний описывает статую Н. работы Фидия, который изваял ее из паросского мрамора, привезенного персами, с целью поставить трофей в увековечение их победы. На голове богини был венок с изображениями оленей и маленькими фигурами Ники; в левой руке — яблочная ветвь, в правой — кубок с изображением эфиопов.
Развитию культа Н. и сказаний о ней особенно сильно способствовали орфики и платоники. Мифологический облик богини неясен за недостатком положительных данных и за определенностью первоначального ее символического значения, как богини возмездия и кары, постигающей нарушителей мирового порядка. Ср. Preller, «Griechische Mythologie» (Берлин, 1894, т. I); Walz, «De Nemesi Graecorum»; Tournier, «Nemesis et la jalousie des Dieux».