Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Личности » Биография. Оуэн

Биография. Оуэн

Биография. Оуэн Оуэн

Оуэн (Роберт Owen) — один из первых социальных реформаторов XIX в. (1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, О. учился в элементарной школе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои досуги чтению и поискам «истинной религии». В Манчестере он сошелся со многими членами местного философского и литературного общества, особенно дружил с доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам О. читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это время он страстно увлекался химией. Весь мир представлялся ему как химическая лаборатория, а на человека он смотрел, как на сложнейшее химическое соединение. Найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка, О. на 20 году сделался управляющим хлопковой мануфактуры. Женившись на дочери фабриканта Дэля, он стал его партнером, а затем владельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть своей жизни. Здесь окончательно сложились его взгляды на человечество и на необходимые социальные преобразования. Первоначально он действовал, как просвещенный фабрикант и благотворитель.

На своей нью-ланаркской фабрике он ввел все усовершенствования в отношениях к рабочим, которые впоследствии были вынуждены от других фабрикантов тяжелой борьбой и воплотились в фабричном законодательстве. Примером своей фабрики он хотел показать высшим классам, что обязанность заботиться о низших классах вполне совпадает с их интересами, что, лучше обращаясь с своими «живыми машинами», они могут спокойно пользоваться своим богатством и разлить вокруг себя благосостояние, культуру и искреннюю благодарность На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», которую он теоретически впоследствии развил в сочинении: «Essay on the Formation of Character» (1812), доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. В первое десятилетие этого века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому ее успеху и благосостоянию ее рабочих. Посетил эту фабрику и вел. кн. Николай Павлович, будущий император всероссийский. Удивленный успехом О., слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил О. взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но О. категорически отказался. Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, О. начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались.

Тогда О. решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам О., «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World» (1823) и «The New Moral World». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark». В начале О. думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришел к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим ее критиком. Современная промышленная система, по О., построена на трех ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, если спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин еще можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих. Устранение всех бедствий произойдет только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства, при помощи собственного труда и капитала, и для удовлетворения собственных потребностей.

На английской почве О. не удалось практически приложить свои планы. Его стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 г. затеял борьбу со всеми религиями. В 1825 г. О. покупает в Америке 30 тыс. акров земли и организовывает здесь в штате Индиане, на р. Вабах, коммунистическую производительную колонию из совершенно случайно сошедшихся людей. В этом деле ему содействуют филантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам О., с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путем преобразования внешних условий оканчивается неудачей, и колония исчезает бесследно. Значительная доля состояния О. пропадает даром, но энергия его не падает. В 1832 г. он затевает в Англии новое дело, которое то же оканчивается неудачей, но имеет большое социальнополитическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, О. устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчету шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10000 фн. ст. товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыть.

Оценка товаров по часам труда и по шести пенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому ненужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством. Не смотря на все свои неудачи, О. навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достается массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль, основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать народное хозяйство и природу людей, которые, составляя продукт долговременного исторического процесса, эволюционируют медленно и могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

Писал О. плохо, неясно и с бесконечными повторениями для истории важны не его сочинения, а вся его личность и его практическая деятельность, стремившаяся к водворению мира между классами и к благу человечества. В конце жизни О. сильно увлекался спиритизмом. Ср. Sargant, «R. Owen and his social philosophy» (1860, самая лучшая биография); L. Jones, «The life of R. O.» (Л., 1890), «Роберт Овен» (Биографич. Библиотека Павленкова). Переведено на рус. язык: «Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893). О Роб. О. писал Н. Добролюбов.

27 янв 2010, 09:36
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.