Толкование терминов (А). Автографы
Автографы (греч.) — в общепринятом в старину смысле означают рукописи, написанные их автором собственноручно. Как подлинники или оригиналы, в отличие от копий, они имеют для филолога и занимающихся дипломатикою значение достоверного документа, поэтому А. известных ученых, писателей и поэтов составляют истинную драгоценность библиотек. С половины XVIII ст. слово А. употребляется несколько в ином смысле, означая рукописи, писанные лицами, прославившимися в истории, известными учеными, художниками и т. п., причем вопрос о содержании рукописи отступает на второй план, а главное значение придается подлинности рукописи. Собиранием А. замечательных людей занимались уже в древности, но в особенную моду оно вошло во Франции в конце XVI ст.; первое большое собрание А. принадлежало ст. секретарю Генриха IV, Ломени-де-Бриенну (умер в 1638), подобные же коллекции имели историки Петр и Яков Дюпюи, Кольбер и др. Они заключали в себе исторические документы, мемуары, донесения посланников, письма известных лиц и собирались преимущественно с научной целью. представляя драгоценный исторический материал, они были приобретены по большей части Парижской публичной библиотекой, которая обладает самым богатым собранием автографов. Из Франции любовь к собиранию А. перешла в Англию, оттуда во второй половине XVIII века в Германию и Россию, причем преобладавший прежде чисто научный интерес уступил место интересу психологическому, связанному с рукописью всякой выдающейся личности.
С развитием любви к собиранию А. они сделались предметом торговли; первый аукцион собрания А. (принадлежавших Ришелье) произведен в Париже в 1801 г. С 1820 г. подобного рода аукционы быстро следовали один за другим. В Германии первый аукцион А. состоялся в Вене в 1838 г. Первый каталог автографов вышел в Пар. в 1822 г. Стоимость А. обусловливается степенью важности писавшего лица, редкостью оставшихся после него рукописей, равно содержанием и величиной рукописи и может быть весьма различна для А. одного и того же лица. Большой спрос на А. вызывали частые подделки подписи, как свидетельствует между прочим процесс архитектора Герстенберга (1856), подделавшего множество А. Шиллера. Для сравнения и удостоверения подлинности А. служит факсимиле под портретами и биографиями и отдельные собрания А. Таковы изд. Смита в Англии (1829), Натана в Голландии (1837), Дельпеша во Франции (1832) и общие А. в издании Дорова (Берл. 1836 — 38) и «Isographie des bommes celebres» (4 т., Пар., 1843) заключающая более 700 факсимиле. В Париже издается с 1662 года журнал «L'amateur d'autographes». Для справок служит также «Manuel de l'amateur d'autographes» Фонтана (Пар., 1836) и «Handbuch fur Autographensammler» Гюнтера и Шульца (Лейпциг, 1856); в последнем указаны также цены, которые платились за наиболее известные А. на аукционах в Германии, Франции и Англии.