Откуда пошла станица Усть - Белокалитвинская
Изучая историю появления городков на Донщине, мы пришли к выводу, что поселенцы старались в смутное время, когда грабили и уводили в плен не только кочующие племена, но и свои соплеменники, использовать естественные укрепления, предохраняющие жителей от внезапного нападения. Не случайно историки утверждают, что люди вышли из пещер. Возможно, в Авиловых горах, в которых было много пещер, жили древние люди.
Из архивных источников следует, что в начале XVIII века были бурное заселение Северского Донца. На наш запрос Государственный архив древних актов ответил: «Согласно грамоте Петра Алексеевича от 22 июня 1700 года повелевалось казаков из верховых донских городков расселить по разным рекам, в том числе и по Белой Калитве (ф. III On. 1 Св№ 12). А 5 декабря 1701 г. донские казаки написали царю, что исполняют его указ и уже населили городки по рекам: «А на той речке Калитве дорога до 4-го городка, которой на той же речке Калитве сухим путем конного половина дня езды» (ф. III Oп. Д 19422949).
В «Книге Донского Войска о присяге» 1718г. перечисляются казаки и Усть-Белокалитвинской станицы (Л.л. 8789).
Дальнейшие наши исследования аргументированно подтверждают наши предположения, что в районе известкового завода подавляющее большинство жилых каменных помещений с толстыми стенами и очень низкими потолками.
Я еще захватил то время, когда летние кухни называли землянками, у которых крыща была покрыта плетнем, обмазанным сверху и снизу глиной. Чтобы сохранить тепло, потолки были низкими, и их можно было достать рукой. Топили кизяками, а полы были глиняные.
Заяровка начиналась за яром, возле школы №4. За отрогами Авиловых гор на неудобьях располагались базы, куда отвозили снопы пшеницы, и на току молотили с помощью катков (комбайнов). Зимой на базах находились быки, лошади и овцы. С зарождением колхозов базы потеряли свою значимость.
Особо бурно начала застраиваться Низовка и Заяровка с 5-й Линии и до Логовой балки с 1910 года.
С середины XIX века начинается продвижение застройки в сторону Донца. И только в конце XIX века появляется Майдан, с кирпичной церковью и нынешним зданием музея. Церковь строилась на пожертвования прихожан. Красный кирпич из г. Царицына возил и мой прадед Яков на быках. 20-30 подвод снаряжались и были в пути больше месяца. Значительно позже строилась капличка и прилегающие здания нынешней площади. Форштадт стал застраиваться с появлением железной дороги и станционных зданий в 1912 году. Тогда на дороге к вокзалу и по улице М. Горького в сторону х. Богатова появились первые дома.
Базарная площадь, как тогда называли Майдан, была бойкая, торговая. Торговали продуктами собственного изготов¬ления, а на нынешнем базаре торговали крупнорогатым скотом, ближе к реке торговали пиломатериалами и бревнам (лесная биржа).
Интересные статистические данные российской переписи от 1897 года:
Усть - Белокалитвинский юр объединял 21 хутор с 3648 дворами, в которых проживал 21426 человек. Из них казачьего населения 17023 человека 14407 иногородних, грамотных только 5123 человека.
В самой станице Усть - Белокалитвинской проживало в 473 дворах 2451 человек, из них казаков 1734, занимались земледелием 1806, грамотных был-всего 719 человек и только 11 человек не русского происхождения и 717 иногородних.
Анализируя демографические данные, можно сделать вывод, что подавляющее большинство казаков занималось земледелием. Для казака главным была земля, а потом уже казак был воином.
Н.Матвеев