Пресноводные рыбы: Собачья рыба
Глаза большие, носовые отверстия двойные и очень малы. Спинной плавник широкий, очень высокий, и все лучи его имеют одинаковую длину; хвостовой - закруглен. Общий цвет тела красно-бурый, на спине темнее, на брюхе светлее; боковая полоса светло-желтая, у самца красноватая; на голове и туловище неправильно рассеяны темно-бурые пятна и точки; спинной и хвостовой плавники буроватые; первый с темными пятнышками.
Величина этой рыбки весьма незначительна - не более 7,5 - 8 см, обыкновенно еще менее. Самки вообще крупнее и многочисленнее самцов, которые редко достигают более 5 см По этой причине, а также весьма скрытному образу жизни Umbra распространение ее еще мало исследовано. Сколько известно, она водится в Австрии, Венгрии - в торфяных озерах и болотах в окрестностях Нейзидлерского озера, Моосбрунна, около Вены, у Пешта, около Платенского озера и в немногих других местностях. У нас она была найдена в окрестностях Одессы проф. Нордманном, а в позднейшее время Вилдгальмом (в Турлацком озере и в Карагальском болоте Днестровского лимана). По Кесслеру, она встречается также в Днестре и в Дунае.
Собачья рыба живет всегда в сообществе с бабками (Gobius), карасями и вьюнами и держится в глубокой, но светлой воде с тенистым дном, почему попадается весьма редко, тем более, что она весьма осторожна, проворна и очень быстро закапывается в ил. Плавая, Umbra попеременно передвигает свои грудные и брюшные плавники, подобно бегущей собаке, а спинной у нее колеблется волнообразно, как будто каждый из лучей снабжен отдельным мускулом.
По наблюдениям Геккеля, державшего этих рыб по 1 1/2 года в стеклянном сосуде, они лежали больше на дне, только изредка сильным движением хвоста как бы вспрыгивали на поверхность, глотали воздух и снова ложились на дно, выпуская большую часть воздуха сквозь жаберные крышки, а оставшийся как бы медленно пережевывая. Рыбы эти, по-видимому, живут всегда небольшими семьями, в 5- 6 особей в одной норе. В аквариуме они очень скоро приручаются, едят из рук (мелко изрубленную говядину) и живут подолгу, но только в числе нескольких штук.
Они даже питают друг к другу такую привязанность, что если умрет одна из ужившихся рыбок, то вскоре следуют за ней все остальные. Нереститься в неволе они, однако, не могут, и самки, не будучи в состоянии выметать крупную, как ячменные зерна икру, большей частью погибают.