Пресноводные рыбы: Нерест леща
В средней и северной России лещи мечут не ранее первых чисел мая, но зо всяком случае они перед самым нерестом разбиваются (в верховьях иногда и собираются) в стаи одного возраста, т. е. трехгодовалые с трехгодовалыми, четырехлетние с четырехлетними и т. д., что вообще замечается у большинства других стайных рыб. У лещей это разделение по возрастам выражено еще яснее, так как каждый возраст нерестится несколькими днями ранее или позднее другого. Перед нерестом лещ темнеет, что зависит от увеличения числа точек черного подвижного пигмента, а у самцов голова покрывается более крупными, туловище - солее мелкими беловатыми бородавочками, имеющими вид сыпи.
Вообще в России (за исключением небольших речек, где встречаются толькс мелкие лещи) различают три главных периода нереста этой рыбы, которые отделены один от другого семи-десятидневными промежутками. Обыкновение рыбаки, которые занимаются ловлей лещей по преимуществу во время нерестг их, дают лещам разной величины различные названия, заимствуемые от праздников, с которым совпадает нерест, от деревьев, которые распускаются или цветут в то время, и, наконец, других рыб, которые мечут икру одновременнс с ними. По-видимому, прежде всех трутся самые мелкие трехгодовалые лещи а оканчивают нерест самые крупные. Нерест этих рыб во всех местностях продолжается около месяца и, надо полагать, совершается каждой особью не сразу а в несколько приемов.
Лещи мечут икру всегда на травянистых отмелях, в неглубоких заливах, ино гда также в тальниках, затопленных водой. Кроме низовьев рек, они нерестятся недалеко от всех мест своей постоянное оседлости, но все-таки несомненно поднимаются для этой цели вверх по течении на несколько, даже на десятки верст, смотря по местности и состоянию воды. Судя по некоторым наблюдениям, надо полагать, что сначала в местности, удоб ные для нереста, приходят самцы, отличающиеся, как сказано, меньшим ростол и многочисленными бородавками, а вскоре вслед за ними являются и более осторожные самки, которые всегда крупнее и втрое, даже вчетверо малочисленнее молошников.
Нерест каждой стаи продолжается обыкновенно 3-4 дня но в дурную погоду он значительно замедляется: лещи снова уходят на глубину а с разливом (в нижней Волге) - обратно в русло и выметывают всю икру в пер вый ясный день. При продолжительном ненастье зрелая икра лещей теряет свой зернистый вид и рке не может быть выметана Эта, так называемая икряна болезнь еще чаще замечается у осетровых рыб, но у них редко имеет важны последствия, между тем как у лещей она, по-видимому, большей частью окан чивается смертью.
Если погода благоприятствует нересту и никакой шум не смущает спс койствия этой рыбы, лещи каждый вечер после заката подходят к травянистые берегам, собираются здесь сотнями, тысячами, особенно в низовьях рек, и каж дую ночь подымают такой шум и плескание, что его слышно на весьма далеком расстоянии. Кто наблюдал только игру карася и плотвы, тот не может себе пред ставить, с какой силой шлепаются, падая плашмя в воду, огромные 2-4-килс граммовые лещи и, без сомнения, лёсканье, или лясканье, характерное для эта рыбы, послркило поводом к ее названию - лещ или лящ.
Желтоватые яйца леща довольно многочисленны: в 2,4-килогр. самке насчтывается почти 140 ООО икринок, и эта плодовитость объясняет, почему они несмотря на преследования человека, хищных рыб и птиц, почти не уменьшаете в численности. Икра почти всегда прикрепляется к водяным растениям, оставив яся же на поверхности живо подбирается прожорливыми чайками и крачкам (из pp. Larus и Sterna); для развития ее обыкновенно требуется не менее 10° по Ре омюру, но оно идет довольно быстро, и зародыш выклевывается из оболочки яу па через 8-10 дней, так что в непродолжительном времени во всех заливах, гд лещи метали икру, появляются мириады молодой рыбы.
В низовьях Волги она пе называется около 5-6 мая. Молодь эта растет, особенно на юге России, крайн быстро: по моим наблюдениям, к осени она достигает 9-12 см длины (полно меры), а годовалый подлещик очень часто бывает значительно более 18 см и в три года становится уже настоящим лещом, весит иногда более 800 г и заключает в себе зрелую икру и молоки. Выметав икру, лещ некоторое время «жирует», т. е. кормится на местах нереста, но вскоре сваливается в ямы, где и начинает брать на удочку. В озерах лещи возвращаются с мелких мест в глубину, где и держатся все остальное время года огромными стадами.
В реках же (хотя бы и больших и глубоких, кроме низовьев), они, выметав икру, дробятся летом на незначительные косяки в несколько десятков или сотен голов и даже разбиваются в одиночку. В низовьях рек, например Волги, лещ вскоре после нереста скатывается вниз в море, а в июле - снова начинает идти вверх на зимовку, и этот вторичный его ход продолжается до холодов. В устьях Волги, на взморье всего более собирается леща на четырехметровой глубине. В реке он, по свидетельству В. Е. Яковлева, не ложится в ямы, а скопляется на неглубоких песчаных, особенно «застружистых» местах (т. е. где ложе идет ступенями). Впрочем, лещ никогда не засыпает крепко и в теплую зиму часто бродит взад и вперед.
Изо всей «бели», куда относятся все карповые и некоторые другие рыбы, лещ занимает почти первое место. Особенно важное значение и наибольшую ценность имеет он в средних и верхних течениях больших рек, также в реках второстепенной величины, вообще там, где лов красной рыбы, т. е. осетровых, сравнительно незначителен и подвержен многим случайностям. Впрочем, в низовьях Волги, Дона и Днепра все-таки ловится несравненно большее количество лещей, особенно в осеннее время, когда они собираются огромными массами в устьях этих рек и на взморье.