Пресноводные рыбы: Ловля ельца в проводку
Вообще эти муравьиные креолки должны быть признаны самой удобной и легко доставаемой насадкой для мелкой и средней рыбы. Летом елец очень хорошо берет на опарыша, который превосходит все другие насадки своей прочностью. Выдержанный опарыш (особенно в сыре) становится как бы гуттаперчевым и на одну личинку можно поймать несколько рыб. Впрочем, насаживают как опарыша, так мотыля и яйцо по 2-3 штуки на крючок обыкновенным способом, т. е. зацепляя мотыля пониже головки, кисточкой, яйцо за край кожицы, а опарыша - за его толстый задний конец. Только при очень плохом клеве надевают по штрее, а мотыля (крупного) надвигают на крючок, как обыкновенного червя.
Реже елец берет на пареную пшеницу, но, вероятно, в больших и быстрых реках зерновая насадка с таковой же прикормкой окажется самой действительной. При ловле подуста елец часто попадается на кусочки червя, а при ловле плотвы - на «зелень». Нередко при ловле подъязка и голавля он берет на шпанку, т. е. большую мясную муху, нахлыстом, без поплавка, а также на простую муху с берега. На «пробочку» одного ельца ловить не стоит, да надо заметить, что с притравой нет никакого расчета пускать поплавок дальше двух или трех метров от лодки, так как елец весь стоит поблизости.
Только при этом условии и с коротким 1,8-метровым удилищем можно поймать его в большом количестве. Если ельца много и он, верно, берет, то для постороннего зрителя рыболов может показаться машиной - до того бывают, однообразны его манипуляции: раз - поплавок заброшен у борта лодки, два - поклевка и моментальная подсечка, три - рыба выхватывается из воды и ловится на лету левой рукой, четыре - она уже ловко брошена в садок, висящий под рукой, пять - насадка оправлена или заменена новой.
Елец, впрочем, далеко не всегда берет верно, и клев его нередко бывает крайне капризен. Это одна из самых привередливых рыб: сегодня он хорошо берет на мотыля, завтра только на опарыша и так далее. Весьма важно также, чтобы поплавок был выверен и как можно меньше торчал из воды; что лее касается глубины, на которой должна плыть насадка, то надо помнить, что елец держится на 4,5 или на 9 см выше дна, а потому, опарыша отмеривая глубину, необходимо, чтобы весь поплавок был под водой.
Так как у наших москворецких удочек, употребляемых для ужения в проводку, на 4,5-7 см выше крючка прикреплена к поводку небольшая дробинка, независимо от настоящего грузила, то крючок с насадкой несколько приподнимается течением и плывет в надлежащем расстоянии от дна. Когда елец стоит выше, то он лучше всего берет «на вытяжку». В общем, ужение ельца с поплавком почти не отличается от такового же ужения язя, к которому и отсылаю читателя.