Помощь гипноза в кризис
-Проводить сеансы гипноза может практически любой человек демонстративного склада характера, достаточно эмоциональный, способный образно выражать свои мысли или, на худой конец, с чувством излагать чужие. Вот, собственно, и все требования к потенциальному гипнотизеру. Никакого дара свыше не требуется. На политических трибунах господствует так называемый эриксоновский гипноз. Его особенность - запрет на произнесение ключевых слов сон и гипноз, прямо указывающих на то, что вас вводят в гипнотическое состояние. За ораторами идут как под гипнозом. А на самом деле так оно и есть.
-Существует ли рецепт овладения толпой?
-Главное условие - эмоциональность и образность речи, ускоряющие внедрение информации в мозг. Яркие образы, интонация, жесты, правильно подобранные слова нарисуют перед слушателем жуткую картину:
долгая зима, лютая стужа, замерзшие батареи, длинные очереди за хлебом... Обязательно должны звучать так называемые якоря - близкие и всем понятные слова-крючки, обещания, цепляющие человека. Обеспечить будущее детей!; Бороться за достойную старость!; Дать деньги пенсионерам и бюджетникам! (никто никогда не говорит, где их брать); Бороться за вашу безопасность (как бороться, никто не рассказывает).
Обязательно ли при этом изъясняться понятно и доходчиво?
-Доходчивость нужна там, где действительно необходимо донести какую-либо информацию. Но у нас чаще бывает, что, наоборот, идет жонглирование терминами, ссылки на аргентинские или другие, никому не известные программы, демонстрация умного вида.
-Говорят, с помощью гипноза можно заставить человека поверить в то, чего на самом деле нет...
-Возьмем, к примеру, события последних дней. Возможно, кому-то понадобилось опустошить склады, заваленные товаром далеко не первой необходимости. Гипнотизерами, нагнетавшими общую истерию и способствовавшими увеличению ажиотажного спроса, оказались некоторые СМИ. Эмоциональная подача информации, красочное описание ожидающего нас экономического краха, прогнозы о том, как все будет плохо, холодно и голодно, сделали их материалы мощным гипнотическим средством, В результате народ дошел до стадии отупения. Многие оказались неспособны воспринимать реальную жизнь. Кроме того, мы постоянно живем в состоянии стресса, в тревожном ожидании чего-то плохого. А когда эти ожидания вроде бы начинают подтверждаться вестями с полей, например, с валютной биржи, сознание суживается до ширины очереди, человек не видит ничего, кроме затылка впереди стоящего.
Проскакивающие сведения типа таможенные терминалы полны продукции, оптовые базы перестали отгружать товар, выжидая стабилизации никто уже не способен воспринимать, На самом деле ничего ужасного не случилось. Склады с продовольствием не сгорели. Трехлетней засухи тоже не было...
-В медицине гипноз применяется в качестве успокаивающего средства. Кажется, в политике все наоборот...
-Политики чаще всего возбуждают массы. Призывают громить, крушить, ломать. А успокаивающие речи о том, что ничего не надо делать, все само собой образуется, - то же самое оболванивание.
-Можно ли отличить обычную речь от внушения?
-Четкой грани нет. Все зависит от цели выступления, от добросовестности человека, предоставляющего информацию.
-Как вы считаете, политики сознательно применяют технику гипноза?
-Если человек обладает этими знаниями, никто не помешает ему ими пользоваться. Но, как правило, учатся на собственном опыте, интуитивно. При этом каждый замахивается на ту категорию людей, которую ему легче за собой повести с его программой, даже с его словарным запасом,
Еще Наполеон славился своим умением управлять многотысячной толпой. Это приписывали его ораторскому искусству. Но мегафонов и прочих усилительных устройств во времена Бонапарта не было, значит, содержание его речи слышали только первые ряды огромной толпы. А остальные пели песни, скандировали лозунги, раскачивались в такт жестам своего предводителя. На современных митингах налицо все тот же арсенал эриксоновского гипноза: скандирование, ритмичные покачивания, повторяющиеся движения (например, размахивание флагом).
Во всех развитых странах каждый уважающий себя политик имеет целый штат психоаналитиков и имиджмейкеров, перед которыми не однажды прорепетирует свою публичную речь и все псевдоимпровизации. И это несмотря на то, что в цивилизованном мире гипноз не популярен именно потому, что он часто выглядит как методика оболванивания.
-Какие категории населения наиболее подвержены гипнозу? Пенсионеры?
-Старики как раз нет. Они более скептичны. Правда, сейчас они, выбитые из колеи привычной жизни, пребывают в состоянии постоянного стресса. Внушению наиболее подвержены те, кто более всего восприимчив к обучению. То есть молодежь. Не случайно именно со студенческих бунтов в 60-70-е годы началась целая серия преобразований в разных странах мира. Сейчас наблюдается опасная тенденция: почти все политические движения забыли про молодежь, и ее ведут за собой в основном профашистские организации. Подростки легко клюют на нацистскую идеологию с ее четким полувоенным порядком.
-Как защититься от навязываемого гипноза?
-Информация будет полезна только тогда, когда человек может ее не только принимать, но еще и обрабатывать. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, а не принимать все на веру. Думать своей головой и делать собственные выводы. Самая эффективная защита от нечистоплотного использования гипноза - здоровый скепсис с хорошей долей юмора. С такой броней можно не опасаться оболванивания и прямого манипулирования.
ТАЙНЫ ГИПНОЗА НЕТ
Любой способный педагог может снискать славу чудотворца
До сих пор отношение к гипнозу неоднозначное: кто-то вообще настороженно относится ко всем суггестивным методикам, а иные требуют от врача "полечить их непременно гипнозом". Одни говорят, что гипноз - это дар свыше, а другие зазывают научиться гипнозу любого желающего... И опасение, и благоговение перед гипнозом основаны на том, что вокруг этой в общем-то заурядной методики сейчас напустили достаточно тумана и покрыли ее густым облаком тайны. Но автор этих строк в свое время преподавал гипнологию на кафедре психотерапии в Институте усовершенствования врачей: иными словами - обучал медиков техникам гипноза. Поэтому могу сказать вам со всей определенностью: никакой тайны гипноза на самом деле нет.