Сразу после рождения ребенка
Строго говоря, личностью ребенок становится с рождения. А основная структура личности ребенка, ее качества и свойства формируются до трех лет - максимум до пяти.
Процесс формирования нервной системы будущего человека начинается, как известно, еще в утробе матери. Да, на это формирование оказывают определенное влияние впечатления внешнего мира, но как мы уже говорили - опосредованно, через маму. А вот после рождения личность ребенка уже начинает развиваться самостоятельно. И в психологическом плане для родителей очень важен тот момент, когда акушер перерезает пуповину - с этого момента ваш ребенок перестает быть частью вас и становится отдельной личностью.
Как правило, родившегося малыша после необходимых гигиенических процедур на время оставляют одного, занимаясь в это время мамой. А новорожденный уже начинает учиться жить - по крайней мере, очень внимательно изучает родильную палату. И вообще, Что вокруг за мир и годен ли этот мир для него?
Шутки шутками, но не совсем правомерно говорить о том, что новорожденные еще ничего не видят и не понимают. Да, им нужно некоторое время, чтобы освоиться с тем, как, собственно, видеть - но как только они освоились, они уже вполне способны воспринимать и изучать окружающую действительность. Понятно, что такой малыш не может сообщить вам свои результаты познания. Он еще не умеет пользоваться обратной связью. Хотя знаете ли, дети разные бывают...
Два студента-медика как-то дежурили в родильном отделении. Только что закончились роды, врачи приняли ребенка и занимаются мамой. Один из студентов помогает накладывать швы, а второй, оставшийся временно не у дел, подошел к новорожденному, который одиноко лежал на своем столике, сделал малышу козу и улыбнулся. А ребенок взял и ответил очень слабым, но все-таки подобием улыбки! (Здесь надо отметить, что в родовой все врачи в масках, поэтому скопировать улыбку, увидев ее, малыш просто нее мог). Студент оторопел; потом рассказывал акушерам, они отказывались верить, но молодой человек видел это, что называется, своими глазами. Может быть, ребенок был такой уникальный. А может быть, все дети могут это делать, только ими в первые часы после рождения, как правило, никто не занимается?..
Чем дальше, тем больше внешних впечатлений накапливает новорожденный. Если он после рождения находится в общей детской - он слышит плач других детишек, если он с мамой - он видит ее лицо, слышит голос, чувствует тепло рук... Вообще чем раньше мама и ребенок начнут общаться - тем активнее идет развитие малыша. Недаром при современных родах все чаще ребенка кладут на грудь матери сразу после рождения, не говоря уже о том, что постепенно совсем отказываются от детских и малыш сразу располагается в палате у мамы (отдельные боксы мать-ребенок). Здесь, конечно, надо заметить, что если роды были непростыми и маме просто надо отдохнуть - ребенку лучше первые сутки побыть под присмотром врачей. Но когда все войдет в норму - для установления контакта и опять же для развития ребенка маме и малышу время в роддоме лучше проводить вместе.
Причем это вовсе не значит, что мама при таком положении дел должна неотлучно находиться при детской кроватке!
Одна из молодых родительниц рассказывала, что ей как раз довелось рожать в роддоме, где были отдельные палаты мать-ребенок, но молодые мамы все равно ходили друг к другу в гости - делать нечего, скучно, просто садятся рядом на кровать и начинают болтать о своем, о дамском... Некоторые оставляли детишек в кроватках, а кое-кто брал малышей с собой. И если в одной палате собирались три мамы, то в одну детскую кроватку вполне можно было поместить трех детишек, которые мирно посапывали. Но при этом получали первые навыки общения - как при размещении в одной кроватке, так и слушая, как рядом общаются их мамы...
Когда мама с малышом возвращаются домой, ребенок получает новую дозу впечатлений, в которых его опять же не стоит излишне ограничивать. Пару десятилетий назад не зря была столь популярна так называемая коляска с окошками по бокам, в которые малыш мог разглядывать окружающую обстановку. Да, детские врачи долго спорили, не развивается ли от этого косоглазие. Потом такие коляски стали дефицитом. Потом вышли из моды, потом вообще исчезли из продажи... Но сейчас есть более действенная в плане развития ребенка альтернатива - детские рюкзачки кенгуру. Коляска - это, конечно, прекрасно, но если есть возможность ходить куда-то с ребенком, пользуясь таким рюкзачком - для ребенка это будет только во благо! Он сможет без помех изучать все, что его окружает, а родители, кстати, вполне могут давать ему дополнительную информацию.
Один молодой отец таскал в таком рюкзачке малыша примерно месяцев двух от роду по парку и говорил: Смотри, деточка, какие желтые листики! Сейчас осень. Потом листики опадут, наступит зима. А потом потеплеет, придет весна, и листики вырастут снова, зеленые... Потрогай, какой красивый листочек! И малыш с упоением (другого слова просто не подобрать!) протягивал ручонку и осторожно касался осенних листьев. Правда, папа зорко следил, чтобы ребенок после лишний раз не тянул руку в рот, но похоже, что этому ребенку было не до того, чтобы облизывать собственные руки: вокруг было столько интересного, и папа про все это рассказывал!
Окружающие в парке папе говорят: Да ваш ребенок еще ничего не понимает... А папа по ходу дела наловчился отвечать: Если ребенку ничего не показывать и не рассказывать, он так и не научится ничего понимать!
Вообще одна из самых опасных точек зрения в отношении малыша - Он еще маленький.
В течение всего периода, пока ребенок не научился говорить, он создает себе так называемый стартовый запас впечатлений и информации. Это намного облегчит ему потом развитие и речи, и логического мышления, и интеллекта вообще. Поэтому есть смысл ходить с ребенком везде, куда только с ребенком пускают.