Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Конструктор танков Котин - война 1941 - 1945

Конструктор танков Котин - война 1941 - 1945

Конструктор танков КотинЗа время моей работы в ГВИУ Красная Армия провела не одно учение. Мне довелось присутствовать на некоторых из них. Здесь я повстречал и старых знакомых и новых командиров-энтузиастов, с которыми меня сближала общность взглядов на применение мин в современной войне.

Но доводилось встречаться и с конкурентами минеров - с теми, кто защищал идею создания оборонительных противотанковых средств из бетона, земли и стали, ратовал за противотанковые рвы и надолбы. Каждая из таких встреч была. по своему интересной. ... Осенью 1940 года на Карельском перешейке проводились испытания по преодолению различных противотанковых препятствий. Все построенные к тому времени препятствия легко преодолевались танками Т-34 и КВ. Иногда с помощью простейших приспособлений, иногда и без них. Жозеф Яковлевич Котин - конструктор тяжелых танков и мой старый знакомый - прямо-таки ликовал: ни надолбы, ни рвы, ни другие заграждения не оправдывали себя.

Надо сказать, что у нас в ГВИУ мало кто переоценивал значение подобных препятствий. И генерал-майор А. Ф. Хренов и полковник М. А. Нагорный отлично знали существенные недостатки "пассивных" заграждений: трудоемкость при постройке, легкость обнаружения с земли и с воздуха и в конечном счете сравнительно легкую преодолеваемость танками. Поэтому, на учениях больше интересовались процессом преодоления рвов, надолб и эскарпов, нежели их использованием в качестве заграждений. Естественно, что я не преминул подколоть Котина: - А смогут ли танки с такой же легкостью преодолевать минновзрывные заграждения, Жозеф Яковлевич? - Типун тебе на язык, - быстро откликнулся Котин. - Сам знаешь..

Кстати, мины-то у вас есть? - Делаем, -уклонился я от прямого ответа. Котин выразительно посмотрел на меня, хотел бы-ло что-то сказать, но отвернулся и промолчал... По-моему, он тоже отлично понимал, что противотанковые мины куда более надежное и эффективное средство, чем рвы. Ведь мины способны не только задерживать танки, но и выводить их из строя, даже уничтожать. Кроме того, мины не демаскируют оборону, их можно перемещать на особо опасные направления и быстро там устанавливать... Хорошей школой боевой подготовки для всех родов войск явились осенние тактические учения 1940 года, проведенные первоначально в МВО, а затем во всех приграничных военных округах.

В ходе этих учений ГВИУ широко и всесторонне проверяло на практике выработанные нами скоростные методы организации, постройки и инженерного оборудования оборонительных позиций и исходных районов для наступления. К сожалению, учения не сочетались с организационными мероприятиями. Осенью 1940 года из состава Вооруженных Сил были уволены рядовые, прослужившие установленный срок. Многие из них имели боевой опыт. Призванные же вновь к зиме 1940/41 года только проходили начальную подготовку.

Генерал Карбышев На одном из испытаний весной 1941 года мне довелось вновь повстречаться с Д. М. Карбышевым. Стояла отвратительная погода. Мокрый снег таял, едва коснувшись земли. Танкодром размок. Участники испытаний передвигались на вездеходах. И надо же было случиться: у машины Д. М. Карбышева соскочила гусеница. Водитель занялся исправлением вездехода. Командиры сидевшие в кузове машины, покуривая, наблюдали за его работой. Кто-то предложил оставить машину и пройти к месту испытаний пешком. Дмитрий Михайлович строго посмотрел на говорившего. - Поврежденную машину надо не бросать, а быстро исправлять, - твердо сказал он, - Попрошу сойти с вездехода!..

Водителю помогали все. В том числе и майор, предлагавший нам несколько минут назад идти пешком. Не стоял сложа руки и сам Карбышев. Вскоре гусеницу надели, и машина тронулась. Этот случай произвел большое впечатление не только на тех, кто ехал вместе с Д. М. Карбышевым. Позже, уже во время испытаний, один из водителей спросил у меня: - Товарищ полковник, как фамилия генерала? Вон он стоит и что-то пишет? - Карбышев Дмитрий Михайлович. - Этот не подведет! С первого взгляда он вроде хрупкий, а наверное, не одну войну прошел... Я рассказал о Карбышеве. - Неужели успел воевать с японцами? Ему и полсотни трудно дать, а с русско-японской войны прошло Тридцать пять лет! - с недоверием произнес водитель.

14 мар 2010, 19:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.