Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Стратегическое планирование агрессии против СССР - война 1941 - 1945

Стратегическое планирование агрессии против СССР - война 1941 - 1945

Стратегическое планирование агрессии против СССРСо второй половины 1940 г. гитлеровское командование присту­пило к конкретному оперативно-стратегическому планированию войны против Советского Союза - главного и решающего этапа борьбы германского империализма за установление полного гос­подства в Европе и одновременно за уничтожение СССР как центра международного коммунистического движения.

Для того чтобы понять вопросы планирования этой войны, смысл важ­нейших стратегических решений руководства вермахта в этот период, необходимо рассматривать их в тесной связи, во-первых, с общей стратегической концепцией германского милитаризма и, во-вторых, с конкретной политической и стратегической обста­новкой, сложившейся после агрессии фашистской Германии против Франции и других стран Западной Европы.

Военная кампания вермахта на Западе в мае-июне 1940 г. принесла фашистской Германии не только лавры быстрой побе­ды над Францией. Она ознаменовалась, если иметь в виду об­щую стратегическую концепцию войны германского милитариз­ма, и первой серьезной неудачей, имевшей далеко идущие стра­тегические последствия. Дело в том, что поставленная перед вермахтом цель - «окончательное военное сокрушение Запада, т. е. уничтожение сил и способностей западных держав воспре­пятствовать еще раз государственной консолидации и дальней­шему развитию немецкого народа в Европе», - не была пол­ностью достигнута. Расчеты на то, что с падением Франции Англия выйдет из войны, не оправдались.

Таким образом, гитле­ровские стратеги оказались не в состоянии добиться всех пред­посылок для решения центральной проблемы германской стратегии - устранения опасности ведения войны на два фронта, ко­торая десятилетиями как кошмар довлела над умами герман­ских милитаристов.

Поэтому после разгрома Франции перед гитлеровским воен­ным руководством во весь рост встала дилемма: сосредоточить ли очередные усилия на выводе из войны Англии, чтобы до конца избавиться от всякой опасности с тыла в предстоявшем походе на Восток или, оставив в стороне английскую проблему, обру­шить новый удар на Советский Союз 2.

Для решения первой задачи в арсенале средств военного ру­ководства фашистской Германии имелись прямые действия - вторжение на Британские острова, а также комплекс непрямых действий - морская блокада, ведение воздушной войны, подрыв имперских позиций британского империализма, прежде всего в бассейне Средиземного моря (захват Гибралтара, Северной Африки, Египта, Ближнего и Среднего Востока, островов в Ат­лантике и др.).

Нападение на СССР, по мнению германского командования, сулило успех только ib том случае, если бы удалось молниеносно разгромить Советскую Армию еще до того, как Англия, а также США развернут широкие действия против Германии.

Поиски выхода из создавшегося стратегического положения породили колебания в военном руководстве вермахта. Первое время оно стало серьезно готовиться к десантной операции про­тив Англии («Морской лев»). Но с. самого начала эта операция внушала гитлеровскому генералитету большие сомнения. Его желанию самым надежным способом - вторжением - нейтрали­зовать Британские острова и полностью расчистить свой тыл на Западе для войны против СССР противостояли мрачные раз­думья. Больше всего фашистские стратеги, имея в перспективе поход на Восток, опасались понести крупные материальные и людские потери, <а также утратить стратегическую инициативу в результате возможных осложнений и неудач при осуществлении высадки.

В итоге весьма длительных взвешиваний «за» и «против» в германских верхах возобладало мнение о необходимости преж­де покончить с Советским Союзом, а потом с Англией. «Если Россия будет разбита,- говорил Гитлер,- у Англии исчезнет последняя надежда. Тогда господствовать в Европе и на Бал­канах будет Германия. Вывод: на Основании этого заключения Россия должна быть ликвидирована» (док. № 12). Правда, первое время командование и генеральный штаб сухопутных войск в лице Браухича и Гальдера больше склонялись к идее вторжения на Британские острова, чтобы затем спокойно, не опасаясь за свой тыл, расправиться с Советским Союзом. 30 ию­ля 1940 г. Браухич и Гальдер согласились между собой в том, «что с Россией лучше сохранять мир... При этих условиях мы сможем решающим образом разбить англичан на Средиземном море, вытеснить их из Азии, помочь итальянцам создать их сре­диземноморскую империю и сами построим... империю, возник­шую в Западной и Северной Европе. Тогда мы сможем спокой­но вести многолетнюю войну с Англией».

14 мар 2010, 19:03
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.