Разведывательная работа партизан - война 1941 - 1945
Эта работа партизан имеет, по ее результатам, историческое значение.
Ч. Диксон и О. Гейльбрунн в книге «Коммунистические партизанские действия» писали о разведке советских партизан: «В задачу партизанской разведки входит не только обеспечение информацией собственных отрядов о положении в районе их действий. Партизанская разведка часто помогает разведывательной службе армии.
Партизанские отряды идеально приспособлены для такого рода деятельности: с ними легко устанавливать связь, ибо их местоположение известно их Главному штабу, они снабжены радиоприемниками и шифрами, прекрасно знают местность, разведывательное дело и легко могут доносить о результатах выполнения заданий по радио».
Многочисленные разведывательные операции и комбинации партизанской разведки были выполнены с высоким профессиональным мастерством и принесли выдающиеся результаты.
Разведка состава и дислокаций соединений и частей противника
Среди всех видов разведки партизанская разведка в деле установления дислокации и состава соединений и частей, действующих на советско-германском фронте, играла основную и главную роль. Как правило, партизанской разведкой, наряду с ее другими видами, устанавливались и подтверждались все соединения и части германской армии и ее союзников, прибывавшие на Восточный фронт.
Летом 1942 г. перед советскими фронтами было установлено 240 дивизий противника: немецких - 179, румынских - 22, финских - 14, венгерских - 13, итальянских - 10, словацких - 1, испанских - 1.
На 1 июля 1943 г. перед фронтами СССР было установлено 245 дивизий противника, в том числе: немецких - 211, финских - 20, румынских - 9, венгерских - 3, словацких - 1, испанских - 1.
Последующие послевоенные данные разведки подтвердили точность этих сведений с небольшими отклонениями.
Под постоянным наблюдением партизанской разведки находилось не менее 2500 крупных и средних гарнизонов противника, все узловые и крупные станции и все без исключения коммуникации.
Большую роль сыграла партизанская разведка в установлении на территории Германии и оккупированных ею стран количества соединений и частей противника, их дислокации, характера и состава.
Захват пленных, курьеров и документов, сообщения перебежчиков, засылка агентов и т. п. позволяли разведке партизан заглядывать в глубь территории врага и в оккупированные им страны.
Было разведано, что на 1 июля 1943 г. помимо Восточного фронта, в Германии и оккупированных ею странах находилась 91 дивизия, в том числе: в Норвегии - 12, Австрии - 4, Дании - 1, Голландии - 2, Польше - 6, Бельгии - 4, Югославии - 9, Франции - 29, Греции - 4, Германии - 13.
Партизанская разведка установила дислокацию и состав резервных соединений и запасных частей неприятельской армии, расположенных непосредственно в Германии. Так, были установлены пехотные, кавалерийские, артиллерийские, саперные, авиационные, железнодорожные, строительные и другие запасные полки и батальоны в Мюнстере, Кобленце, Вене, Бадене, Оснабрюке, Браун-швейге, Люксембурге, Бунцлау, Альтенбурге, Зоммерфель-де, Кельне, Раштенау, Эслингене, Шваненбрюке, Лежене-на-Рейне, Хемберштадте, Арноберге, Браунсберге, Мин-дене, Ронингене, Анстахе, Херфорде, Констанце и других местах.
Вскрытие перегруппировок и крупных сосредоточений вражеских войск. Ни одно передвижение германских войск, военной техники или живой силы, как бы оно ни маскировалось, не уходило из поля зрения разведчиков-партизан. Партизаны вскрывали не только корпусные, армейские и фронтовые, но и межфронтовые перегруппировки войск противника, осуществляемые главным германским командованием, в том числе и осуществившиеся в оперативной глубине, далеко от передней линии.
От партизанской разведки не укрывалось ничего, что касалось сосредоточения или передвижения немецко-фашистских войск. Стоило только немецкой дивизии, следовавшей на Восточный фронт, показаться головными эшелонами из-за Варшавы или Кенигсберга, партизанская разведка уже наблюдала ее и систематически доносила о ее следовании, а также о месте разгрузки.
20-я немецкая механизированная дивизия была на автомашинах переброшена из района Рославля на киевское направление." 27 ноября 1944 г. она вступила в бой, а 28 ноября в районе Юшки (8 км северо-западнее Ртищево) пленный из разведотдела подтвердил эту переброску.
По показаниям захваченного партизанами в плен немецкого обер-ефрейтора, было установлено, что 22 и 23 марта
1943 г. по железной дороге через Жлобин на Новгород-Север-ский проследовала 3-я горно-стрелковая дивизия в составе 126-го и 138-го пехотных полков, приданного им артиллерийского полка, саперного батальона и батальона связи. Дивизия на 90 % укомплектована австрийцами, остальные - немцы. Командный состав, начиная с командира роты и выше, - исключительно немцы. Ранее дивизия участвовала в боях в районах гг. Мурманск, Волхов, Великие Луки.
Партизанская разведка отмечала крупные перевозки частей, боевой техники и боеприпасов в период подготовки германской армии к летнему наступлению с орловского плацдарма против Курской дуги.