Партизанская война квалифицируется современным международным правом - война 1941 - 1945
Военные законы, права и обязанности, согласно статье 1 Гаагской конференции, должны применяться не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видный издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Статья 2 конференции гласила, что население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с ним, согласно статье 1 будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и соблюдать законы и обычаи войны.
Несмотря на то, что в указанных статьях не сказано о партизанах, на наш взгляд, иррегулярные формирования, безусловно, относятся к партизанским и входят в разряд комбатантов. Таким образом, организованные партизанские формирования получали юридический статус, т. к. становились субъектом международного права. Положения Гаагских конвенций 1907 и 1909 гг. получили дальнейшее развитие в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.
Сам характер Великой Отечественной войны как справедливой и освободительной (исходя из наиболее распространенной в историографии типологии войн) позволяет говорить о том, что в ходе нее произошла консолидация всех общественных и государственных структур. Возник вопрос о выживании нации, строя, системы, общества и государства. Более того, противник осознавал особое место органов государственной безопасности, и на них, прежде всего, обрушилась репрессивная сила оккупантов.
Участников международных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не-сражающие (некомбатанты). Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.
К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несража-ющиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.
Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.
Сам термин «комбатант» имеет французское происхождение. Комбатант (в переводе с французского языка - боец, воин) в международном праве - лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающее непосредственное участие в военных действиях.
Поскольку партизанская война квалифицируется современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами, согласно Женевским конвенциям 1949 г., признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. То есть Женевская конвенция 1949 г. повторила четыре пункта Гаагских конвенций 1907 и 1909 гг. , с той лишь разницей, что ввела новый термин - партизанская война.
Это позволяет нам рассматривать как развернувшееся на временно оккупированных -территориях СССР партизанское движение, так и участие в нем органов НКВД - НКГБ правомерным, так как оно, регламентированное целым комплексом государственно-правовых норм, становилось одним из субъектов правовой системы Советского Союза17.