Подготовка партизанских отрядов из истребительных батальонов - война 1941 - 1945
В большинстве случаев партизанские отряды территориальных органов госбезопасности создавались из истребительных батальонов, то есть контингент будущих партизанских отрядов был подготовлен к боевым действиям, а некоторые бойцы уже участвовали в боестолкновениях с противником.
Ярким примером деятельности территориальных органов госбезопасности по организации лартизанского движения является соединение Героя Советского Союза Д. В. Емлютина. Его история тоже началась с того, что 1 сентября 1941 г. для организации и руководства партизанскими отрядами в юго-западных районах Орловской области была создана оперативная группа 4-го отдела Управления НКВД по Орловской области под руководством младшего лейтенанта госбезопасности Дмитрия Емлютина. Уже тогда на Орловщине были намечены районы базирования партизанских отрядов, заложены базы с вооружением и продовольствием. Не имея с Большой землей связи (появилась только в феврале 1942 г.), партизанские отряды, возглавляемые в большей степени чекистами, освободили 348 населенных пунктов с населением более 170 000 человек. Полностью были освобождены Сузем-ский и Навлинский районы Орловской области.
Подобное направление деятельности чекистов можно наблюдать и в Ленинградской области. Некоторые периферийные аппараты Управления НКВД полностью остались в тылу у противника, где вели партизанскую борьбу. В составе гдов-ского отряда находился весь оперативный состав межрайотдела и милиции. Подготовленность чекистов была очевидной. Так, указанный отряд за короткий отрезок времени уничтожил свыше 200 немецких солдат и офицеров, разгромил штаб немецкой воинской части, причем при этой операции был убит фашистский генерал.
Следует отметить, что практика оставления подготовленных, хорошо знающих местность партизанских отрядов, возглавляемых чекистами, в ряде мест полностью себя оправдала. Сотрудники органов государственной безопасности действовали на территории, где работали в мирное время. Они хорошо владели оперативной обстановкой, имели агентуру, знали людей, на которых можно было положиться. Да и сами они были людьми известными и в своем лице олицетворяли советскую власть.
Но так было не везде. Например, на Украине с начала войны и до лета 1942 г. было подготовлено и оставлено для действий в тылу противника 2 партизанских полка, 1565 партизанских отрядов и групп общей численностью 34 979 человек, а к 10 июня 1942 г. на связи осталось всего 110 отрядов. Если это и не была катастрофа, то неэффективность проделанной работы налицо. В сформированных и переброшенных в первый год войны в тыл противника партизанских отрядах выжило всего 7 % человек .
На наш взгляд, это произошлот во-первых, из-за неоправданно больших размеров подразделений (полки), оставленных в тылу противника (как показывает практика, самостоятельной, эффективной боевой единицей является отряд до 200 человек), а во-вторых, из-за недостаточного учета географических условий (степная зона).
Хочется особо подчеркнуть, что только органы государственной безопасности могли оказать квалифицированную помощь в освоении основ конспирации, разведывательно-диверсионной деятельности, работы с агентурой партийным и советским работникам, оставленным в тылу врага для организации партизанского движения.
Так, только НКВД БССР завербовало и оставило в тылу противника 1192 агента. Одновременно с этой агентурой для проведения диверсионной работы в тылу германских войск было создано 73 диверсионно-террористические резидентуры.
Помощь органов госбезопасности партийным и советским органам выразилась и развертывании подпольной работы в городах. Данный аспект очень существен и важен, т. к. подполье, как правило, было тесно связано с партизанскими отрядами. В случае, когда такой связи не было, подполье долго не функционировало52. Контрразведка противника быстро выходила на его след и арестовывала участников.
Помогая местным партийным организациям в создании сети подполья на оккупированной территории, многие чекисты сами стали организаторами и руководителями подпольной деятельности в тылу. Так, в Одессе капитан госбезопасности В. А. Молодцов создал подпольную организацию, сформировал несколько диверсионных и разведывательных групп.
Капитан госбезопасности В. А. Лягин и руководимая им группа чекистов с первых дней оккупации Николаева легализовались, устроившись на работу на промышленные и военные объекты противника.
Установив связь с подпольными группами и созданным обкомом партии николаевским центром, В. А. Лягин вскоре стал идейным руководителем подполья в городе. Иногда для выполнения отдельного боевого задания подпольщиками привлекались более тысячи советских патриотов53. Деятельность этих руководителей подпольных организаций оказалась достаточно эффективной и получила высокую оценку. В.А. Молодцову и В.А. Лягину впоследствии (посмертно) было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Киеве действовала разведывательная группа под руководством старшего лейтенанта госбезопасности И. Д. Кудри (Максим). Вплоть до своего ареста 5 июля 1942 г. Максим вел активную разведывательно-диверсионную работу.
В г. Людиново Калужской области все подпольщики (разведчики и резиденты) были подготовлены для деятельности в оккупированном городе начальником гораппарата НКВД сержантом госбезопасности В. И. Золотухиным. По мнению некоторых исследователей, людиновское подполье по своей значимости можно поставить на один уровень с подпольной организацией «Молодая гвардия».
Во взаимодействии с районными и местными партийными организациями органы государственной безопасности засылали партизанские отряды в тыл противника, включая в их состав опытных чекистов и радистов56. Организация партизанского движения стала одной из основных задач в деятельности органов госбезопасности СССР в годы Великой Отечественной войны в первые шесть месяцев после ее начала.