Международное право о деятельности партизан - война 1941 - 1945
Это обусловливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется «право вооруженных конфликтов». Она включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.
По мнению ряда юристов, эту группу норм и принципов следует выделять в качестве отдельной отрасли международного права. Юридический фундамент такой отрасли составляют основополагающие принципы международного права.
Они определяют направление дальнейшего совершенствования законов и обычаев войны с учетом изменений в военно-технической сфере. Специальные принципы, которыми участники вооруженной борьбы должны руководствоваться при всех обстоятельствах, можно объединить в следующие группы:
принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов;
принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов;
принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.
Эти принципы сложились в результате длительного процесса кодификации и прогрессивного развития международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Принцип гуманности запрещает применение военного. насилия, которое не является необходимым для целей войны.
В ходе выработки этих международных принципов уже во второй половине XIX в. возник и вопрос о партизанах.
Впервые попытка юридически оформить деятельность партизан была предпринята Брюссельской декларацией 1874 г. Представители европейских держав собрались в Брюсселе, чтобы выработать кодекс ведения войны. В ходе работы конференции, участники разделились на два лагеря. Один из них защищал интересы государств, обладающих большими армиями, другой состоял из делегатов таких стран, как Испания, Бельгия, Нидерланды и Швейцария.
Представители первого лагеря настаивали на том, что статусом законных воюющих сторон должны обладать только регулярные вооруженные силы. Соответственно предполагалось, что партизанские действия будут приравнены к бандитским. Однако малые страны не желали каким-либо образом ограничивать права жителей оккупированных территорий на защиту своего отечества, поскольку их вооруженные силы были сравнительно небольшими. В результате предложения первого лагеря были отклонены.
Объективно говоря, в условиях оккупации суверенной страны агрессором в большей или меньшей степени возникает народное сопротивление, как правило, в форме партизанского движения. Но для армии, вторгшейся на территорию суверенного государства, подобное движение будет считаться бандитским и преступным. Так, в ходе войны СССР с Финляндией, население этой страны оказало мощное сопротивление советским войскам.
Активно действовали и финские партизаны. В предисловии к трофейному финскому «Партизанскому учебнику», изданному в нашей стране, мы можем прочитать следующее: «Учебник содержит ряд ложных положений в оценке преимуществ бандитских действий белофиннов против регулярных частей Красной Армии и возможностей опоры этого бандитизма на широкие слои местного населения» . Как это ни парадоксально, но имеющий богатые партизанские традиции СССР отнес финских партизан именно к бандитским формированиям.