Встреча с Пономаренко П.К - война 1941 - 1945
Маршал сразу согласился с нашими предложениями и приказал создать оперативно-учебный центр Западного фронта. Меня назначили по совместительству его начальником. Пономаренко в то время был пытливым, бодрым, но в делах разбирался слабо, к примеру, собирался за неделю обучить партизан, не любил, когда ему перечили. Был очень самонадеянным. Встречались еще и в столице в гостинице «Москва». Мы с ним в свое время вместе писали письмо Сталину, он его передал от своего имени. Письмо было о партизанских действиях на вражеских коммуникациях. Сталин согласился, но со снабжением не помог, исходя из неверного посыла: пусть, мол, партизаны сами себя за счет трофеев обеспечивают.
В ноябре-декабре 1942 года встречались мы с ним в Москве и по вопросу организации ЦШПД. Гонору у него к тому времени еще больше прибавилось. Меня он в штаб не пригласил, но генерал Щаденко - зам. министра обороны и начальник кадров, назначил меня начальником высшей оперативной школы и помощником Пономаренко по диверсиям. Пономаренко не хотел, чтобы Ворошилов был главнокомандующим партизанскими силами, не хотел ему подчиняться. И ему удалось убедить Сталина. Ворошилова сняли, а потом ликвидировали и собственно ЦШПД.
Большие несогласия были у меня с Пономаренко по вопросам организации партизанской борьбы. Я, как и Ворошилов, был за военизацию партизанских формирований, чтоб действовать по военным планам, чтобы отряды сливались в соединения, чтобы их централизованно обеспечивали всем необходимым. А Пономаренко хотел, чтобы партизаны действовали отдельными отрядами и обеспечивали себя трофеями, в чем его поддерживал Сталин.
«Рельсовая война» сделала меня его недругом, и он уже нигде мое имя не упоминал, даже в послевоенное время.
Генерал-майор Назаров, начальник штаба инженерных войск Красной Армии. Высокий худощавый, подтянутый. Вызвали меня 17 ноября 1941 года с Юго-Западного фронта для минирования подходов к Москве, был я тогда заместителем начальника штаба инженерных войск. С Назаровым делали облет на самолете, осматривали местность от Серпухова до Клина, вокруг Владимира. Ездили по воинским частям, проверял и всю работу по заграждениям, определяли, где более опасное направление, давали соответствующие указания. В ту зиму было очень много снега и сильные морозы и приходилось проверять установленные мины, убеждаться, что взрыватели в порядке.
Проверяли правильность минирования в Москве мостов. Так он лично проверил мост у ЦПКиО им. Горького. Занимался он и оперативно-учебным центром, подключая его к системе обороны Москвы. Его курсанты оказали большую помощь, минируя особо важные направления почти под носом противника. На своем транспорте подвозили минно-подрывные средства, вывели из строя автодорогу Клин - Калинин, ставили мины и подрывали полотно в тех местах, где не было объездов. Делали они это вместе с постановкой противотанковых заграждений.
Гризодубова В.С.[37] - летчица, Герой Советского Союза. Впервые я встретился с ней в Москве во Внуково. Она выделяла нам самолеты для полетов к парт
изанам, летала и сама. Очень энергичная женщина. Понимала наши нужды, очень помогала, партизаны ее любили. В 1944 в Тирасполе, давала нам самолеты для полетов в Румынию. После войны встречались в комитете ветеранов, на собраниях. Всегда была любезна, приятна и обаятельна.
Толстой А.Н. - писатель. Встретились и познакомились в Харькове после победы не Курской дуге. Вершигора с Толстым приехали ко мне в сентябре 1943 года. Я был заместителем начальника штаба УШПД. Они собирали материалы о военных действиях. Очень крупный мужчина, добродушный, веселый, много рассказывал анекдотов, баек, об Илье Эренбурге, о поездках с ним.