Создание агрессивного фашистского блока - война 1941 - 1945
Усилия немецкой дипломатии в этом отношении увенчались оформлением в октябре 1936 г. «оси» Рим - Берлин, а годом позже - «Антикоминтерновского пакта» Германии, Италии и Японии, дававшего гитлеровцам возможность под флагом антикоммунизма обеспечить себе выгодные исходные позиции для войны против Англии, Франции, Советского Союза и США. «Цель сотрудничества, установленного пактом трех,- говорилось в директиве Гитлера № 24,- должна заключаться в том, чтобы как можно быстрее побудить Японию к активным действиям на Дальнем Востоке. Благодаря этому будут скованы крупные английские силы, а основное внимание Соединенных Штатов Америки привлечено к Тихому океану» 19. Большие надежды гитлеровцы возлагали и на взаимодействие германских и японских вооруженных сил в борьбе против Советского Союза, что поставило бы его армию перед необходимостью вести борьбу на два фронта.
Таким образом, характерные особенности общей стратегической концепции гитлеровского командования заключались в следующем.
1. Ставка на разобщение главных противников фашистской Германии, чтобы избежать одновременной войны против Англии, Франции и Советского Союза и не допустить образования мировой антигерманской коалиции.
2. Последовательное проведение идеи о нанесении первого удара на Западе с целью разгрома Франции и вывода из войны Англии, после чего предполагалось начать покорение Востока. Это должно было обеспечить германскому империализму полное господство в Европе и дальнейшее развертывание его мировой экспансии.
3. Расчет на то, что Италия серьезно подорвет стратегические позиции Великобритании в бассейне Средиземного моря, а Япония отвлечет значительные силы Англии, а впоследствии и США, от Европы активными действиями на Дальнем Востоке, Тихом океане и в Юго-Восточной Азии, а также свяжет Советский Союз на дальневосточных границах.
В свете всего этого очевидной становится вся близорукость предвоенной политики западных держав, тщетность их надежд направить фашистскую агрессию на Восток20. Эта безрассудная политика позволила гитлеровской клике успешно решить проблему «буферных государств» Центральной, Юго-Восточной и Северной Европы и значительно улучшить стратегическое и экономическое положение Германии для ведения войны.
20 Отдельные представители правящих кругов западных держав высказывали обоснованные опасения, не направит ли вермахт, вопреки расчетам Парижа и Лондона, свой первый удар на Запад. Так, в марте 1939 г, вскоре после оккупации Чехословакии, французский посол в Берлине докладывал своему правительству. «Потребуется ли Германии Гитлера передышка в связи с поднявшейся волной возмущения, котор>ю вызвали ее действия, после того как она в течение года приобрела 18 млн новых подданных, среди них 7 млн инородцев' Или она скорей всего продолжит свое продвижение в восточном направлении, используя достигнутую внезапность п растерянность централь-ноевропейских государств'
Не поддастся ли она искушению повернуть на Запад, чтобы, наконец, сломить сопротивление западных держав, которые ограничивают ее свободу действий на Востоке' Другими словами, не поддастся ли фюрер соблазну возвратиться к идеям, выраженным ранее в его книге «Моя борьба» и, между прочим, полностью совпадающим с классическими принципами германского генерального штаба, заключающимися в том, что империя может выполнить свою историческую задачу на Востоке лишь после разгрома Франции и вытекающего из пего полного подрыва мощи Англии на континенте» (Weltgeschichte der Gegenwart in Dokumenlen Geschichte des Zveiten Weltkrieges Hrsg von M Freund Bd II, Freiburg, 1954, S 38). Ho подобным весьма правильным прогнозам в англо-французских кругах не придавали серьезного значения
Об эту политику разбились все попытки Советского Союза создать в 30-е годы систему европейской коллективной безопасности против фашистской угрозы. Во внешнеполитическом и стратегическом отношении Германия оказалась в 1939 г. в значительно лучшем положении, чем накануне первой мировой войны.