Эффективность партизанской борьбы зависела от участия в ней органов НКВД - НКГБ СССР - война 1941 - 1945
Органы государственной безопасности активно готовились к ведению партизанской борьбы накануне Великой Отечественной войны. На базе спецшкол ОГПУ обучались кадры партизанских командиров и агентов-диверсантов.
Одновременно с подготовкой партизанских кадров и средств борьбы с противником на случай войны разрабатывались и совершенствовались мобилизационные планы, предусматривающие использование партизанских формирований во вражеском тылу. Принимались меры к тому, чтобы задания, включенные в мобилизационные планы, при необходимости быстро доводились до исполнителей и были материально обеспечены. Подготавливались продовольственные и оружейные базы, на которых в 1930- 1933-х гг. в некоторых районах находилось средств больше, чем было получено партизанами на этих же базах за все время Великой Отечественной войны.
Однако смена военной концепции в СССР и репрессии середины 1930-х гг. в отношении партизанских кадров во многом свели на нет проделанную ранее работу. Это привело к непоправимым потерям. В начале Великой Отечественной войны из-за слабой подготовки партизанских кадров, отсутствия радиосвязи, проблем с централизацией руководства партизанским движением большинство партизанских отрядов, сформированных органами госбезопасности, погибло.
Но не погибло за все годы войны ни одно партизанское соединение, возглавляемое командирами, прошедшими довоенную подготовку.
Трагизм первых месяцев войны нашел свое выражение и в проблемах организации и руководства партизанским движением. Одна из таких проблем заключалась в ведомственной борьбе между органами НКВД СССР (Л. П. Берия) и представителями ВКП(б) (П. К. Пономаренко).
Так, Центральный и республиканские штабы партизанского движения к концу 1941 г. уже были готовы функционировать, однако 18 января 1942 г. было создана 4-е управление НКВД, в функции которого входила и организация партизанского движения. В связи с этим Берия уговорил И. В. Сталина не создавать Центральный штаб партизанского движения. И хотя органам государственной безопасности взять полностью под контроль все партизанские формирования оказалось не под силу, создание ЦШПД было отложено на значительный срок.
Участие органов государственной безопасности в партизанском движении, развернутом на временно оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны, регламентировалось целым комплексом нормативно-правовых документов международного и советского права.
Несмотря на то что Советский Союз не ратифицировал Гаагские конвенции, участие чекистов в партизанском движении не противоречило им. На базе основного закона государства - Конституции СССР 1936 г., где прямо написано, что <<защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР», были созданы первые документы по развертыванию партизанской борьбы в тылу врага: совместная директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г.
«Партийным и советским организациям прифронтовых областей» и Постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 е «Об организации борьбы в тылу германских войск». Несмотря на то что постановления ВКП(б) не являлись правовыми актами, они оказали огромное влияние на развертывание всенародной борьбы в тылу врага. На их основе вырабатывались правительственные и ведомственные нормативные документы, регулирующие деятельность партизанских формирований на временно оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны.
Это позволяет считать развернувшееся партизанское движение на временно оккупированных территориях СССР и участие в нем органов государственной безопасности правомерными. Данный аспект очень важен, так как некоторые историки и публицисты после 1991 г. стали относить советских партизан Великой Отечественной войны чуть ли не к бандитским формированиям.