Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Опасностью для групп подрывников стали вражеские засады - война 1941 - 1945

Опасностью для групп подрывников стали вражеские засады - война 1941 - 1945

Опасностью для групп подрывников стали вражеские засадыС весны 1943 г. фашистское командование значительно уве­личило число охранных и полицейских гарнизонов в населен­ных пунктах, расположенных близ железнодорожных магист­ралей и шоссейных дорог. Серьезнейшей опасностью для групп подрывников стали вражеские засады, поджидавшие их на подступах к магистрали и на путях отхода к лесу.

Их мож­но было ожидать и на любом отрезке маршрута за пределами партизанской зоны. А ведь подрывникам каждый раз прихо­дилось проделывать немалый путь от лагеря к месту диверсии. Нередко партизанская тропа, пролегавшая по болотам, сквозь чащобы и буреломы, а в отдельных местах - и по открытой местности, растягивалась до 30-40 км. В некоторых случаях перед минерами ставилась задача проведения целевой дивер­сии на особо отдаленных от базы магистралях. Тогда путь под­рывников удлинялся до 100 и более километров.

Обычно группе давался предельный срок возвращения на базу - как правило, неделя. Перед выходом каждой группы в штабе отряда уточнялось задание. Подрывников знакоми­ли с последними донесениями связных и разведчиков о си­туации на предполагаемом маршруте движения группы и на магистрали. Это являлось исходным ориентиром для подрыв­ников. На походе группа вела разведку и непрерывное на­блюдение, уточняла обстановку и только после этого реша­ла вопрос о реальном маршруте, а также о месте и конкрет­ном способе совершения диверсии. В пути приходилось проявлять максимум осторожности в общении с местными жителями, чтобы не подвергать их смертельной опасности: ведь в случае обнаружения связей с партизанами их и их се­мьи ожидал расстрел. Опасались и вражеской агентуры.

В ход пускались и самодельные мины, изобретенные са­мими подрывниками. Так, группа минеров соединения им. Александра Невского и слесарь-подпольщик Я. Кап-люк создали самодельную мину «самолет» и специально для нее особый тип взрывателя. Показательны и другие факты. По непреложному закону подрывникам бригады следовало во что бы то ни стало за­ставить сработать каждый толовый заряд: ведь взрывчатка была острым дефицитом. На счету была каждая мина. Поэто­му осечек в работе не должно было быть.

В 1943 - 1944 гг. подрывные группы стали численно круп­нее: минеры действовали под прикрытием товарищей. По­дойдя к дороге, группа залегала в пределах хорошей видимо­сти железнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала места подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения, внимания и нервов. Особую опасность представляла установка неиз­влекаемых мин, способных сработать при малейшем при­косновении и от любого колебания почвы. Подрывники ОМСБОН овладели этим искусством.

Сотни таких мин были установлены ими на различных магистралях. Большого уме­ния требовала и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться никаких следов работы минеров. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои земли с сы­рыми нижними - это сразу вызвало бы подозрение охран­ников. Лишнюю землю собирали в плащ-палатку и уносили с собой. Установив мину, сверху укладывали побеленные из­вестью камешки - так они лежали вдоль полотна до мини­рования; отходя, стирали следы своего пребывания у дороги или же на станции (полустанке).

В зависимости от обстановки и характера задания прибе­гали к разным способам минирования дорог и использовали различные системы мин. В большинстве случаев устанавли­вали мины с взрывателями замедленного действия. Иногда же приходилось прибегать к самому смелому и дерзкому приему установки мины - «под поезд». К нему прибегали обычно днем, обманув бдительность патрулей. В этих случаях минер, прикрываемый товарищами, при при­ближении поезда бежал к полотну дороги с минным зарядом и бикфордовым шнуром длиной не более 40 см. Мина ста­вилась буквально в 300 - 500 м от идущего поезда.

Всего 40 секунд было в распоряжении подрывника для отхода, пос­ле того как он поджигал шнур. Требовались исключительная смелость и точность расчета и то особое мастерство, каким в совершенстве владел, например, подрывник В. Хазов57.

Показателен пример деятельности этого отважного чело­века и его группы. В начале ноября 1942 г. подрывная группа Хазова вышла на очередное задание. Подрывники имели три мины. Первым был спущен под откос воинский эшелон с живой силой и техникой, были уничтожены паровоз и 28 ва­гонов. Фашисты начали преследование группы, идя за нею буквально по иятам. Но через сутки на соседнем участке же­лезной дороги под откос пошел второй эшелон. Тогда немцы прекратили движение поездов по ночам. Но у подрывников

осталась третья мина, которую теперь нужно было заложить днем. И тогда В. Хазов, переодевшись в одежду крестьянина, примкнул к группе восстановителей и во время обеденного перерыва подсунул свой «узелок с обедом», ничем не отличав­шийся от крестьянских, в ямку под рельсы и незаметно скрылся. Под вечер в кювете лежал третий эшелон.


14 мар 2010, 19:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.