Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Малые потери партизан при производстве крушений поез­дов - война 1941 - 1945

Малые потери партизан при производстве крушений поез­дов - война 1941 - 1945

Малые потери партизан при производстве крушений поез­дов Малые потери партизан при производстве крушений поез­дов и большие потери при этом противника обусловливались нанесением врагу потерь не боем, а с помощью МЗД, действие которых начиналось, когда партизаны уже были вне досягаемо­сти. Пониженная сопротивляемость войск противника непо­средственно после крушения также давала возможность резко увеличить потери гитлеровцев при нападении на них из засад.

МЗД, так же как и ММД, партизаны устанавливали на тех участках перегона, которые были наиболее выгодны для про­изводства крушений: на насыпях, в выемках, на закруглени­ях и спусках, т. е. в тех местах, где, помимо ликвидации по­следствий крушения, требовались трудоемкие восстанови­тельные работы.

В некоторых случаях (после взрыва моста, в связи с пре­кращением движения) уменьшалась охрана на перегонах. Поэтому партизанам можно было безопаснее и надежнее ус­тановить МЗД с большими сроками замедления для того, чтобы они начали действовать после завершения восстанови­тельных работ.

Производительность партизан по установке мин зависела от состояния охраны, качества грунта и инструмента для выделывания скважин, наличия удобных подходов и продол­жительности ночи, отсутствия или наличия снежного покро­ва. При благоприятных условиях местности, партизанский отряд в 100 человек мог за одну ночь продолжительностью не менее 8 часов установить при отсутствии войсковой ох­раны от 40 до 65 МЗД и до 30 мин прикрытия. При охране в среднем 5 человек на 1 км пути отряд мог установить от 20 до 30 МЗД и такое же количество мин прикрытия; при охране 10 человек на 1 км пути - от 7 до 12 мин, при охра­не 20 человек на 1 км - всего 2-7 мины48. При этом про­цент обнаруженных мин был, при всех других условиях, тем больше, чем сильнее была охрана в момент установки мин.

Согласно инструкциям ЦШПД, партизанам при установ­ке мин рекомендовалось следовать следующим правилам: расчетное расстояние между двумя соседними МЗД должно быть не менее 200 м, дабы избежать взрыва соседней мины от сотрясения при взрыве первой и чтобы затруднить отыс­кание ее противником; нельзя устанавливать на противопо­ложных концах минного поля МЗД с одинаковыми сроками замедления, иначе противник сможет определить протяжение минного поля; желательно, чтобы взрыв мины происходил не ранее, чем спустя 5 суток с момента установки последней мины, чтобы за это время по естественным причинам (дождь, ветер, снег) устранились демаскирующие признаки.

По опыту проведенных партизанами диверсионных актов было установлено, что в среднем одно крушение поезда на железной дороге задерживает движение на 8-12 часов. Для того чтобы закрыть движение на однопутном участке, доста­точно было 2-3 крушений в сутки, при условии, что круше­ния будут происходить на одном из двух соседних перегонов. Тогда между двумя последующими взрывами не могло прой­ти большое количество поездов.

Если же крушения происхо­дили даже в разное время, но на различных перегонах, то большого сокращения движения не происходило ввиду того, что поезда, находившиеся на станциях и перегонах между пунктами крушений, протаскивались противником вперед пос­ле ликвидации крушения. В итоге задержка движения в тече­ние суток составляла 8-12 часов, а за оставшиеся 12-16 ча­сов пропускались через участок все остановленнные поезда50.

В случае 3 крушений в сутки на одном или на 2-3 смеж­ных перегонах противник не мог пропустить ни одного по­езда, не ликвидировав последствий всех крушений, и, следо­вательно, участок был полностью закрыт.

Для полного закрытия движения на двухпутных участках количество крушений в сутки должно было быть не менее 2 на каждом пути. Исходя из этого можно посчитать, что на однопутном участке для полного закрытия движения на 10 дней требовалось 20-30 мин и на месяц 50-80 мин с воз­растающими сроками замедления.

Так как для производства одного крушения в зависимости от скорости поезда необходимо было закладывать на каждую МЗД от 8 до 10 кг взрывчатых веществ, то для закрытия дви­жения на 10 дней требовалось от 160 до 350 кг взрывчатки".

При помощи этого же количества взрывчатых веществ можно было произвести другие разрушения, что вызывало примерно такую же задержку движения. Однако преимуще­ство МЗД заключалось в том, что помимо задержки движе­ния уничтожалось 16-25 паровозов и по меньшей мере 75- 100 вагонов с воинским грузом или живой силой противни­ка. Кроме того, тщательно замаскированные МЗД, благодаря наличию железных рельсов, было невозможно искать мино­искателем. Вследствие этого противник, деморализованный неизвестностью, зачастую отказывался от эксплуатации зами­нированного участка52.

Количество групп, выделяемых на выполнение операции по установке МЗД, определялось исходной нормой: для ры­тья ямы»глубиной 0,8 м, установки и маскировки МЗД с до­полнительным зарядом требовалась работа 2 минеров в тече­ние 0,5 часа. Плотность охраны путей сообщения на временно оккупи­рованной территории СССР колебалась от 1 до 10 батальо­нов на 100 км дорог. Расход больших сил и средств на их охрану, как признавали сами гитлеровцы, лишал их возмож­ности проводить активные систематические операции против партизан53.


14 мар 2010, 19:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.