Малые потери партизан при производстве крушений поездов - война 1941 - 1945
МЗД, так же как и ММД, партизаны устанавливали на тех участках перегона, которые были наиболее выгодны для производства крушений: на насыпях, в выемках, на закруглениях и спусках, т. е. в тех местах, где, помимо ликвидации последствий крушения, требовались трудоемкие восстановительные работы.
В некоторых случаях (после взрыва моста, в связи с прекращением движения) уменьшалась охрана на перегонах. Поэтому партизанам можно было безопаснее и надежнее установить МЗД с большими сроками замедления для того, чтобы они начали действовать после завершения восстановительных работ.
Производительность партизан по установке мин зависела от состояния охраны, качества грунта и инструмента для выделывания скважин, наличия удобных подходов и продолжительности ночи, отсутствия или наличия снежного покрова. При благоприятных условиях местности, партизанский отряд в 100 человек мог за одну ночь продолжительностью не менее 8 часов установить при отсутствии войсковой охраны от 40 до 65 МЗД и до 30 мин прикрытия. При охране в среднем 5 человек на 1 км пути отряд мог установить от 20 до 30 МЗД и такое же количество мин прикрытия; при охране 10 человек на 1 км пути - от 7 до 12 мин, при охране 20 человек на 1 км - всего 2-7 мины48. При этом процент обнаруженных мин был, при всех других условиях, тем больше, чем сильнее была охрана в момент установки мин.
Согласно инструкциям ЦШПД, партизанам при установке мин рекомендовалось следовать следующим правилам: расчетное расстояние между двумя соседними МЗД должно быть не менее 200 м, дабы избежать взрыва соседней мины от сотрясения при взрыве первой и чтобы затруднить отыскание ее противником; нельзя устанавливать на противоположных концах минного поля МЗД с одинаковыми сроками замедления, иначе противник сможет определить протяжение минного поля; желательно, чтобы взрыв мины происходил не ранее, чем спустя 5 суток с момента установки последней мины, чтобы за это время по естественным причинам (дождь, ветер, снег) устранились демаскирующие признаки.
По опыту проведенных партизанами диверсионных актов было установлено, что в среднем одно крушение поезда на железной дороге задерживает движение на 8-12 часов. Для того чтобы закрыть движение на однопутном участке, достаточно было 2-3 крушений в сутки, при условии, что крушения будут происходить на одном из двух соседних перегонов. Тогда между двумя последующими взрывами не могло пройти большое количество поездов.
Если же крушения происходили даже в разное время, но на различных перегонах, то большого сокращения движения не происходило ввиду того, что поезда, находившиеся на станциях и перегонах между пунктами крушений, протаскивались противником вперед после ликвидации крушения. В итоге задержка движения в течение суток составляла 8-12 часов, а за оставшиеся 12-16 часов пропускались через участок все остановленнные поезда50.
В случае 3 крушений в сутки на одном или на 2-3 смежных перегонах противник не мог пропустить ни одного поезда, не ликвидировав последствий всех крушений, и, следовательно, участок был полностью закрыт.
Для полного закрытия движения на двухпутных участках количество крушений в сутки должно было быть не менее 2 на каждом пути. Исходя из этого можно посчитать, что на однопутном участке для полного закрытия движения на 10 дней требовалось 20-30 мин и на месяц 50-80 мин с возрастающими сроками замедления.
Так как для производства одного крушения в зависимости от скорости поезда необходимо было закладывать на каждую МЗД от 8 до 10 кг взрывчатых веществ, то для закрытия движения на 10 дней требовалось от 160 до 350 кг взрывчатки".
При помощи этого же количества взрывчатых веществ можно было произвести другие разрушения, что вызывало примерно такую же задержку движения. Однако преимущество МЗД заключалось в том, что помимо задержки движения уничтожалось 16-25 паровозов и по меньшей мере 75- 100 вагонов с воинским грузом или живой силой противника. Кроме того, тщательно замаскированные МЗД, благодаря наличию железных рельсов, было невозможно искать миноискателем. Вследствие этого противник, деморализованный неизвестностью, зачастую отказывался от эксплуатации заминированного участка52.
Количество групп, выделяемых на выполнение операции по установке МЗД, определялось исходной нормой: для рытья ямы»глубиной 0,8 м, установки и маскировки МЗД с дополнительным зарядом требовалась работа 2 минеров в течение 0,5 часа. Плотность охраны путей сообщения на временно оккупированной территории СССР колебалась от 1 до 10 батальонов на 100 км дорог. Расход больших сил и средств на их охрану, как признавали сами гитлеровцы, лишал их возможности проводить активные систематические операции против партизан53.