Оперативная обстановка - война 1941 - 1945
Оперативная обстановка в той или иной степени всегда влияла на пути, формы и методы борьбы чекистов в тылу врага, в том числе и на характер агентурной работы. Механическое перенесение одних и тех же организационных форм и методов с одной временно оккупированной нацистами области в другую без правильного учета оперативной обстановки, которая сложилась на тот момент, являлось ошибочным и влекло за собой негативные последствия. Формы и методы, удачные для одной местности, в другой были совершенно непригодны.
Порой из-за некомпетентности летчиков оперативные группы НКВД сбрасывались не в назначенные места, а иногда на территорию, контролируемую противником. Так погибла группа лейтенанта Виктора Шепеля: сброшенная с воздуха для партизанской борьбы в Днепровских плавнях, она по ошибке попала в район дислокации одной их частей противника'. Без учета погодных условий был переправлен в тыл врага отряд ОМСБОН «Решительный», который практически перестал существовать и впоследствии слился с отрядом «Славный»2.
Под оперативной (в документах изучаемого периода - агентурной) обстановкой понималось положение страны (области, района, села) с точки зрения возможности ведения агентурной разведывательной работы на данной территории, или, иначе говоря, совокупность условий и особенностей, благоприятствующих и не препятствующих деятельности агентурной разведки.
Оперативная обстановка слагалась из элементов, характеризующих театр оперативных действий, а также противника. Поэтому при ее изучении все вопросы рассматривались с точки зрения возможности ведения агентурной разведки:
Административный режим на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории СССР
Каждая область, район, город или село в тылу гитлеровских войск имели свои специфические особенности (свою оперативную обстановку), зависящие от географических, экономических, военных, административных и прочих условий.
Так, оккупационный режим на территории СССР не был одинаков. Например, в Прибалтийских республиках он был намного мягче, чем в Белоруссии, западных областях РСФСР и на Украине. Существенные изменения в оперативную обстановку внесло наличие на оккупированной советской территории националистических формирований - прислужников разведывательных и карательных органов фашистской Германии.
Они поставляли агентурные кадры для шпионско-диверсионной, террористической и иной подрывной деятельности против СССР. Так, с передовыми частями фашистских войск государственную границу СССР перешли два отряда бандеровцев, насчитывавших более 400 одетых в немецкую форму головорезов. Они были вооружены и обучены в лагерях фашистской разведки. Гитлеровцы именовали их легионами «Роланд» и «Нахтигаль». Эти легионы входили в состав известных всему миру бранденбургских диверсионных частей.
Хорошими помощниками фашистских захватчиков являлись белорусские буржуазные националисты. Они активно сотрудничали с гестапо и другими разведывательными службами фашистской Германии. Немецко-фашистская разведка не жалела средств для борьбы с Советским государством. Такие деятели, как Акинчиц, Козловский, Ермаченко, и другие одиозные фигуры являлись основой для гитлеровского «нового порядка» в Белоруссии.