Гестапо - война 1941 - 1945
В функции гестапо входили борьба с саботажем, диверсиями, партизанским движением, розыск разведчиков Красной Армии, выявление коммунистов, комсомольцев, сотрудников НКВД, а также проведение карательных экспедиций.
В задачи агентов гестапо входили разведка местонахождения, численного состава и вооружения партизанских отрядов, организация провокационной работы, террористических актов против командного состава, работа по разложению партизанских формирований.
При вербовке немцы использовали методы ареста, запугивания, подкупа, заигрывания, заложничества.
«Наставление по борьбе с партизанами» рекомендовало вербовать агентуру преимущественно из числа граждан окраинных республик или лиц, семьи которых пострадали от советской власти. Это было вполне целесообразно, так как под окраинами гитлеровцы подразумевали земли Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, часть жителей которых не приняла советскую власть. Зная о масштабах репрессий, проводимых в СССР в 1930 гг., фашисты рассчитывали на поддержку огромной массы пострадавшего населения и их родственников. Следует отметить, что не все попавшие в мясорубку сталинских репрессий пошли служить оккупантам, таковых было немало.
Для того чтобы выявить деятельность подпольных организаций и партизанских отрядов, затруднить их работу, гестапо стремилось всеми мерами внедрить в них своих агентов, что производилось разными способами - либо путем перевербовки нелегального работника или партизана, либо путем подсылки своего агента в партизанский отряд.
Разведчиков партизанских отрядов, попавших в плен, а также представителей местного населения шантажировали тем, что их семьи будут арестованы и расстреляны, если они не будут сотрудничать с гестапо. Так, после ареста Антонины Круковекой, жительницы г. Орджоникидзеград Брянской области, ей было сделано предложение стать разведчицей гестапо. В случае отказа ее обещали расстрелять, причем вместе с матерью и родным братом.
Гитлеровцы не жалели средств на разведывательную работу и очень часто просто покупали местное население, особенно молодых девушек, которые находились в тяжелых материальных условиях. Покупали за деньги, одежду, пропитание, а иногда за пудру и одеколон. Стоит отметить, что агентура как со стороны фашистских спецслужб, так и со стороны партизан в большинстве своем состояла из женщин, так как они составляли большинство населения на временно оккупированных территориях СССР. Да это и понятно. Практически все мужское население было либо в действующей Красной Армии, либо в партизанах, либо служило в гитлеровской полиции.
В секретном приказе 26-й пехотной дивизии № 575/41 от 11 сентября 1941 г. отмечено: «Денежная оплата за содействие в борьбе с партизанами может даваться как за участие в борьбе с партизанами, так и за основательные сообщения о них»54. Разрешалось оплачивать доносы, которые способствовали поимке советских командиров, парашютистов, руководителей партизан и комиссаров. В 1941 г. плата за донос составляла до 100 рублей. За укрытие вышеперечисленных лиц назначалась смертная казнь55.
Помимо денежной оплаты, ряд немецких приказов предусматривал вознаграждение агентуры продовольствием, спиртом и табаком.
В среде военнопленных для кандидатов на вербовку немцы создавали особые, благоприятные условия. В трофейных документах этот метод вербовки немцы называли «заигрыванием». Военнопленных Красной Армии, вставших на путь измены Родине, фашисты дополнительно подкармливали, ограждали от физических работ и т. д.
Метод заложничества во время вербовки агентуры из местного населения, пожалуй, был наиболее эффективен (как и методы ареста и запугивания). В 1942 г. в одном из поселков Журинского сельсовета Смоленской области гестаповцы арестовали местного жителя Петрова и его 18-летнюю дочь. Петрову приказали разведать количество и вооружение местных партизан, а его дочь, оставив у себя, пообещали расстрелять, если тот не выполнит задание56.