Борьба партизан с вражеской агентурой - война 1941 - 1945
Во-первых, чекисты сами нередко являлись командирами партизанских формирований. Во-вторых, многие из них были заместителями командиров по разведке, начальниками особых отделов и т. д. »
Результаты нашего исследования показали, что разоблачение агентуры противника в партизанских формированиях во многом зависело именно от профессионализма чекистов, обслуживавших тот или иной отряд. Так, в лекциях, читавшихся в мае 1942 г в Высшей школе НКВД СССР, командир партизанского соединения Герой Советского Союза Д. Н. Медведев приводил один интересный случай. В зоне действия его партизанского отряда были задержаны два человека. Когда привели их в штаб и расспросили, кто они, те ответили, что являются бойцами Красной Армии - попали в окружение, затем в плен, а потом якобы из него бежали. Их разместили в разные подразделения, чтобы они не могли общаться, и дали понять, что им верят.
В тот же день, спустя несколько часов, один из них попросился к Медведеву для разговора. Когда чекист стал с ним говорить, тот заявил, что является агентом гестапо и был завербован фашистами для розыска партизан. Затем он подробно рассказал, как обстояло дело. В гестапо с ним начали с хорошего обращения, потом стали угрожать и путем психологического воздействия добились его согласия пойти в район, где имеются партизаны, получить сведения о них и потом передать эти сведения в гестапо. Когда Медведев спросил его о человеке, пришедшем с ним, тот сказал, что он тоже завербован. При допросе второй задержанный долго отрицал, что попал в отряд по заданию гестапо, но потом сознался.
Потом было установлено, что немцы применили более тонкий метод вербовки. Один был завербован для того, чтобы влиться в отрял и ничего никому не говорить, а другой должен был, чтобы войти в доверие, сознаться перед командованием партизанского отряда, что он завербован, выдать своего напартника и в итоге - закрепить свой авторитет. Таким образом, из этого рассказа следует, что немцы не были прямолинейны в агентурной работе и применяли изощренные методы вербовки.
Еше одним направлением борьбы гитлеровцев против партизан являлась подготовка высокопрофессиональной агентуры, обучавшейся в специальных учебных центрах.
На имя начальника ЦШПД П. К. Пономаренко неоднократно поступала информация о школах гестапо, где готовили агентуру для внедрения "в партизанские соединения. Так, 2 июня 1943 г. из Главного управления контрразведки СМЕРШ поступили сведения, что в Вецагене (Вецати), в 18 км северо-западнее Риги, наряду с подготовкой агентов для подрывной деятельности в нашем тылу, существует так называемая группа «П» по подготовке агентов-провокаторов для борьбы с партизанским движением78. Численность ее составляла 50- 60 человек. После окончания обучения агенты-провокаторы группами по 4-5 человек и в одиночку посылались в районы действия партизанских отрядов с заданием: под видом бежавших из плена или попавших в окружение военнослужащих Красной Армии внедриться в партизанские формирования.
В другой разведшколе - в г. Валга в Эстонии - летом 1942 г. отдельно от остальных разведчиков проходила обучение так называемая группа танкистов в количестве 10 человек. Они были завербованы в лагере военнопленных из бывших танкистов Красной Армии. Наряду с общими знаниями, они изучали тактическое применение танков в борьбе с партизанами. После окончания школы «танкисты» были направлены на советских танках для борьбы с партизанами и для охраны от них немецких воинских колонн .
Для проведения террористических актов против командного состава партизанских отрядов немцы нередко посылали девушек, которые для убийства использовали яд.
Поучительный случай разоблачения отравителей приводит ветеран ОМСБОН С. В. Иванов: «...после провала своей операции немцы решили нас отравить. За солидное вознаграждение к нам заслали двух убийц. Они выдавали себя за советских людей, сбежавших из немецкой тюрьмы. Выглядело это правдоподобно: уж очень худые и заморенные были оба. Подкупив нас своей общительностью, они сумели втереться в доверие к партизанам. Однажды повариха... приготовила кружку соли и отошла ненадолго по хозяйским делам. Воспользовавшись этим, один из предателей всыпал в кружку яд.
Когда она вернулась, ...предложила им поесть... Узнав, что еда посолена, предатели вдруг отказались есть. Это насторожило повариху. Она нашла предлог, чтобы снова отойти от котла и сообщила обо всем Кочубею81. Тот приказал задержать обоих. Одного взяли сразу, другой успел покинуть лагерь, но и он далеко не ушел. Оба изменника были расстреляны».
Таким образом, изучение, оценка и учет оперативной обстановки, выработка рекомендаций по приспособлению к ней, форм и методов противодействия контрпартизанской стратегии и тактике противника были важными компонентами успехов и неудач партизанского движения.
Противоборство гитлеровских спецслужб и органов НКВД - НКГБ СССР в зоне действий партизанских формирований проходило в жесткой, бескомпромиссной борьбе. Оперативная обстановка несомненно влияла на участие органов государственной безопасности в партизанском движении, определяла направления борьбы с оккупантами.